ОСНОВЫ КОСМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

© Л.В.Санникова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2010 г.

Современный учитель не может ограничиваться выбором традиционных средств и методик обучения. Он все время стремится идти на шаг впереди своих учеников, иначе задача формирования функционально грамотной личности оказывается почти не выполнимой в реальных условиях развития постиндустриального общества. Идея космического мышления продолжает оставаться актуальной и едва ли не единственной возможностью приобщения учащихся к мотивированному процессу обучения. Использование космических технологий в процессе обучения географии, возможно, во времена основателя теоретической космонавтики К.Э. Циолковского представлялось фантастикой. Сегодняшний уровень развития космических технологий позволил вписать их в образовательный процесс обычной школы. С применением программно-космического комплекса «КОСМОС-М2» фактически были заложены основы космической географии.

Особое значение приобретает в наше время географическое и экологическое образование, которое призвано заниматься изучением моделей взаимодействия человека и природы, человека и техники. Нормативных уроков по космической географии в школе нет. Этот предмет не предусмотрен учебными планами и стандартами, он возник, можно сказать, стихийно. Лабораторией по разработке и совершенствованию космических технологий в средней общеобразовательной школе №1 города Балабаново стал кабинет географии, оснащенный программно-космическим комплексом «КОСМОС-М2», а также консультационные семинары и практические занятия в Калужском областном институте повышения квалификации работников образования. Учителем географии был разработан методический материал по использованию космических технологий в преподавании географии, программа элективного курса «Космическая география». Курс ориентирован на приобретение учащимися старших классов средней школы общих знаний о принципах и методах дистанционных исследований Земли, широко используемых сегодня в науке и хозяйственной практике.

«Космическая география» делает особый акцент на формирование у школьников наиболее полного и близкого к реальной действительности зрительного образа разнообразных географических объектов посредством изучения их портретных космических моделей. В процессе дешифрирования указанных моделей закрепляется понимание межкомпонентных природных связей, связей хозяйства и населения с природной средой.

В содержание спецкурса заложена преемственность с курсами географии, изучавшимися в предшествующих классах, главным образом, с курсами физической географии России и мира. Он был опробован на практике в качестве эксперимента в старших классах. По окончании эксперимента, с целью проверки уровня знаний было проведено тестирование по разделу «Типы климатов в России». Качество знаний составило 97,5%. Материалы по космической географии способствуют развитию общегеографических понятий на основе специальных, что и показало тестирование.

Введение спецкурса «Космическая география» является важным шагом на пути приближения школьного географического образования к современному уровню наук о Земле, а также проблемам природопользования, стоящим перед человечеством сегодня. Масштабы технического воздействия на природу таковы, что в нем участвуют массы людей, не имеющих специального географического образования. Они идут в жизнь со знаниями, полученными в школе. Каждый из них должен представлять себе не только ближайшие, но и отдаленные возможные последствия своего вмешательства в процессы, протекающие в различных оболочках Земли. И сделать это поможет космическая география.