ПАНПСИХИЗМ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПАНПСИХИЗМ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

© А.А.Крушанов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2010 г.

В теоретическом наследии К.Э. Циолковского всё еще остаются идеи, воспринимаемые как чрезвычайно экстравагантные и, по сути, пока не получающие дальнейшего целенаправленного и систематического развития. Одним из таких «теневых» теоретических компонентов, на мой взгляд, выступает концепция панпсихизма Циолковского – важная для мыслителя, но пока чаще просто упоминаемая последователями, нежели активно развиваемая.

Если кратко суммировать взгляд мыслителя на обсуждаемую тему, то его можно выразить с помощью ряда вполне определенных тезисов:

1. Материя едина, и потому ее основные свойства во всей Вселенной должны быть одинаковы. Следовательно, всё во Вселенной обладает чувствительностью.

2. Чувствительность – это способность организмов ощущать приятное и неприятное.

3. Чувствительность проявляет себя в последовательности рождаемых космической эволюцией систем с разной мощью и не возникает лишь на границе «неживое-живое».

4. Способность ощущать присуща даже атому, хотя и в крайне элементарном простом виде. Сложные и очевидные ощущения способны возникать лишь при объединении подобных атомов в сложные агрегаты вроде организма.

Рождение и активное разворачивание с середины XX века трансдисциплинарных исследований (кибернетики, системных исследований, синергетики, универсального эволюционизма и т.д.) убеждают в том, что потрясающая интуиция Циолковского, видимо, не подвела его и в случае с принятием концепции панпсихизма. При этом под трансдисциплинарными подразумеваются исследования, направленные на открытие и изучение «универсальных» свойств и закономерностей, проявляющихся одновременно в объектах различной субстратной природы (т.е. и в неорганическом мире, и в мире живых систем, и в социальных объектах). Очевидный прогресс в этой области убеждает в том, что резко противопоставляемые до середины XX века сферы бытия («миры», «структурные уровни реальности») обладают мощным и пока слабо изученным сходством и однородностью.

Наблюдаемое активное наращивание и разрастание трансдисциплинарных исследований убеждает в том, что традиционный разрыв и противопоставление сфер бытия имеют в значительной мере исторический характер. И потому оправданно предположить, что современному научному поиску точнее соответствовал бы образ однородного Мироздания, в котором все «этажи», структурные уровни реальности, сходны по основным свойствам и их набору. А это прямой выход на идею единства мира, из которой и выросла концепция панпсихизма Циолковского.

Следует ли из этого, что все структурные уровни бытия тождественны? Нет, картина эволюции сложнее и, скорее, следует говорить о постепенном, все более полном проявлении и концентрации потенций, которые скрыты в глубинах реальности в виде элементарных, слабых, рудиментарных качеств. Об этом свидетельствует, например, известная эволюция форм реагирования жизни от простого раздражения до сложных форм психических реакций. На мой взгляд, в связи с обсуждаемой темой особое значение приобретает и хорошо известный биологам процесс «цефализации» – наращивания объема и структуры нервной ткани в ходе макроэволюционного процесса живой природы. Этот процесс прямо указывает на то, что психическая компонента имеет для эволюции какое-то избранное значение и осуществляет в ходе эволюционного процесса переход от простых, слабо выраженных форм к сложным, хорошо узнаваемым и признаваемым.

А чувствителен ли атом? Думаю, позиция Циолковского справедлива и в этой части. Во всяком случае, именно она помогает увидеть естественный ответ на вопрос, недавно заданный в одной из телепередач английским физиком Полом Девисом: «Как возможно, что «глупые» атомы собираются вместе и создают сознание?» На этом же пути объяснимы также наблюдаемые сложные формы поведения микроорганизмов и распространенность случаев одухотворения природы (что пока выглядит просто как «родовая болезнь» первобытных обществ в форме стихийного, но широкого распространения гилозоизма и анимизма).