ПАНПСИХИЗМ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКУЮ ПРОБЛЕМУ

ПАНПСИХИЗМ: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКУЮ ПРОБЛЕМУ

© В.И.Алексеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2010 г.

Если обратиться к обычным источникам по истории философии, о панпсихизме мы прочтем совсем немного. Известны ранние формы: анимизм и гилозоизм; известны теории мировой души и мирового сознания – в различных вариантах они разрабатывались со времен Платона до философии XXI века. Не существует ни полной классификации панпсихизма, ни исчерпывающего описания всех известных его форм, хотя отдельные монографии по культурологии, истории, истории философии, философии востока, теории сознания раскрывают значительное количество разнородных панпсихических идей.

При существенно различных подходах все формы панпсихизма скрыто или явно утверждали всеобщую однородность материального мира. Действительно, как мировоззренческая посылка панпсихизм представляет особую модель целостности. Он находится в поиске основания, источника и степеней однородности, которые могли бы объяснить, во-первых, переходы постепенности между рядами феноменов, кажущихся противоположными. Во-вторых, объяснить человека в качестве одного из феноменов, непосредственно связанного с феноменами других уровней, как более простых, так и более сложных (при их гипотетическом наличии). Иными словами, панпсихизм своеобразно обосновывает связность «тьмы вещей» через присущие им одинаковые свойства, как наблюдаемые, так и скрытые от человека, а также вскрывает онтологические связи человека с «тьмой вещей», то есть мировым целым.

Панпсихизм как монистически ориентированное течение мысли был присущ целому ряду космистов. В докладе обосновывается классификация панпсихизма, сложившаяся в результате анализа отдельных идей мыслителей-космистов и философов, близких к космизму. Она включает: атомистический панпсихизм (В.С. Соловьев, К.Э. Циолковский, Н. Морозов), монадологию (Лейбниц, Бугаев), панпсихическую линию в естествознании (Э. Геккель, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев), идею тождества сознаний последовательно сменяемых поколений людей (Н.Г. Холодный) и другие малоизвестные теории XIX-XX веков.

По убеждению автора, панпсихизм не является исключительно устаревшей наивной теорией прошлого. Прежде всего, он отрицает исключительность человека как носителя высокоразвитого сознания в мировом целом, в том числе и относительно живой и неживой природы. Он ставит – иногда в наивной форме – актуальные вопросы современности: существует ли мировая иерархия сознания и какое место в ней занимают человек, животные, растения; если вся материя обладает сознанием, то каково взаимоотношение уровней сознания и каков механизм связи между этими уровнями; если признать феномен информационного поля, то какова степень его распространения на живое и каков механизм связи «тьмы живых вещей» друг с другом через информационное поле. В целом, речь может идти о скрытых от человека свойствах информационного поля как сферы всеобщего разума планеты или Вселенной.