ПЕРЕПИСКА К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО С РАБОТНИКАМИ ЗАВОДА «ЭЛЕКТРОСТАЛЬ»

ПЕРЕПИСКА К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО С РАБОТНИКАМИ ЗАВОДА «ЭЛЕКТРОСТАЛЬ»

© А.Б.Филимонов, Б.П.Филимонов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2010 г.

3 мая 1925 г. в большой аудитории Политехнического музея по инициативе созданной при Главнауке наркомата просвещения РСФСР «Всероссийской Ассоциации внекастовых натуралистов (Союза само-учек)». (АССНАТ) состоялся диспут на тему «Металлический воздушный корабль К.Э. Циолковского», на котором ученый присутствовал лично и в котором приняли участие представители многочисленных общественных организаций, наркоматов, учреждений, высших учебных заведений, заво-дов. Были среди них и работники завода «Электросталь» и в их числе ин-женер-металлург Иван Иванович Алексеев.

Нам удалось выяснить, что И.И. Алексеев родился в 1885 г. в городе Богородске Московской губернии в семье фельдшера городской больницы Ивана Алексеевича Алексеева. В 1900 г. он поступил учиться в Москов-ское Комиссаровское училище, а затем в Императорское Московское тех-ническое училище, которое окончил в 1910 г. Вскоре после начала первой мировой войны Иван Иванович был мобилизован в армию и служил на снарядном заводе в Днепропетровске. В 1920 г. он возвратился в Бого-родск и поступил работать инженером термического цеха на электроме-таллургический завод «Электросталь» в поселке Затишье (впоследствие Электросталь; в 1938 г. поселку присвоен статус города).

Диспут прошел очень оживленно. На обсуждение был вынесен и вопрос о применении новых марок сталей для создания дирижабля.

По воспоминаниям сына И.И. Алексеева – Александра Ивановича - через два месяца после московского диспута его отец написал в Калугу К.Э. Циолковскому письмо, в котором сообщил, какие, по его мнению, марки сталей могут быть применены при изготовлении цельнометалличе-ского дирижабля. Циолковский ответил. Так завязалась переписка. К со-жалению, первых писем Алексеева Циолковскому не удалось найти – в Архиве Российской Академии наук в личном фонде К.Э. Циолковского сохранилось шесть писем И.И. Алексеева, датированных периодом с 24 июня 1930 г. по 28 апреля 1935 г.

По воспоминаниям А.И. Алексеева в 1929 г. его отец в одном из пи-сем к К.Э. Циолковскому просил его прислать свою фотографию с тем, чтобы поместить ее вместе со статьей о нем в ногинской газете «Голос рабочего» (в это время в Электростали своей газеты не было). Константин Эдуардович быстро откликнулся и прислал небольшую фотографию с надписью на ее обороте: «К.Э. Циолковский. 70 лет отроду. Снято летом 1927 г.».

В письме от 29 сентября 1930 г. Иван Иванович писал: «Многоува-жаемый Константин Эдуардович! Вашу брошюру "Звездоплавателям" я получил, благодарю также и за сообщение адреса Р.В. Чалова. Вы, конеч-но, знаете, что сейчас идет подписка на постройку дирижабля. Было б так хорошо, если бы Вы составили воззвание от своего имени ко всем рабо-чим, техническому персоналу и служащим с призывом жертвовать на ди-рижабль. Ваше имя содействовало б тому, что пожертвования усилились. <…> Всего Вам хорошего, а, главное, здоровья. Уважающий Вас И. Алек-сеев».

В начале 1930-х годов в стране прошла широкая кампания по сбору средств на строительство дирижабля «Правда». Немалую сумму денег со-брали и трудящиеся завода «Электросталь», интеллигенция, комсомольцы и пионеры. Рабочие и инженеры электрометаллургического завода, кроме того, предложили изготовить необходимые для дирижабля стальные дета-ли и узлы, а в адрес К.Э. Циолковского бюро партячейки и завком завода «Электросталь» направили горячее приветственное письмо от 27 декабря 1930 г.: «Дорогой Константин Эдуардович! Завком и партячейка Электро-металлургического завода «Электросталь» имени инженера Н.И. Белова, являющегося единственным заводом в СССР по выработке специальных сортов стали для ответственнейших деталей авто- и авиастроения, на од-ном из последнем совместном заседании постановили взять на себя обяза-тельство изготовить в срок необходимую высокосортную сталь для дири-жабля «Правда», который, мы уверены, будет скоро реять над Советской страной. Сообщая об этом нашем решении, мы не можем в настоящий мо-мент не вспомнить о Вас, являющимся пионером идеи дирижаблестрое-ния, опубликовавшим свою работу о дирижабле еще 43 года тому назад, когда вопрос о дирижабле не разрабатывался даже в Европе. Мы шлем Вам, дорогой Константин Эдуардович, наш пламенный пролетарский при-вет – основоположнику дирижаблестроения - и верим и надеемся, что Вы, несмотря на Ваш возраст, еще увидите претворение в дело Вашей мысли – дирижабль «Правда», основные части которого будут построены руками рабочих нашего завода «Электросталь». Мы убедительно просим, по Ва-шем выздоровлении, посетить и осмотреть наш завод и поделиться с нами Вашими знаниями в области дирижаблестроения. С товарищеским приве-том: Бюро ячейки С. Пухов и Завком».

В ответ Константин Эдуардович написал электростальцам: «Доро-гие товарищи! Глубоко тронут Вашим приветствием и благодарю Вас за него от всего сердца. Оно поддерживает мои угасающие силы на пользу СССР и всего человечества. Дело, за которое вы взялись, чрезвычайно трудное и требует много жертв, терпения и большой работы. Желаю от души, чтобы новый год принес успехи по дирижаблестроению, как и в других областях социалистического строительства. Старость, глухота и болезни приковывают меня к Калуге, и только могу благодарить Вас за приглашение посетить Ваш завод. Ваш Циолковский».

В 1932 г. в журнале «Хочу все знать» (№ 29) была опубликована статья Циолковского «Полуреактивный стратоплан». По воспоминаниям А.И. Алексеева электростальцы написали в Калугу письмо с просьбой рас-сказать более подробно о содержавшемся в ней проекте высотного самоле-та. В ответ Циолковский прислал подробное описание своего «стратопла-на».

В 1932 г. вся страна отмечала 75-летие со дня рождения и 50-летие научной деятельности К.Э. Циолковского. Торжественные заседания со-ветской общественности состоялись в Калуге и в Москве. О своей поездке в Москву в этой связи в октябре 1932 г. Циолковский писал в Электро-сталь: «Я был очень взволнован посещением Москвы, Кремля. Как изме-нилась столица за годы Советской власти!... Рад бы посетить и Электро-сталь, но мои болезни, как всегда, помешали». В конце ученый приписал: «Мой горячий привет рабочим и ИТР [инженерно-техническим работни-кам] завода "Электросталь"».

В одной из тетрадей посетителей К.Э. Циолковского имеется за-пись, которая говорит о том, что в 1933 г. И.И. Алексеев встречался с уче-ным в Калуге. Как раз тогда семья ученого из старого дома, купленного Циолковским в 1904 г, переехала в новый дом, подаренный городом. Доб-ротный, просторный, под номером 1, он открывает улицу, которая с 1932 г. носит имя К.Э. Циолковского. И.И. Алексеев рассказывал впоследствии о той скромной, влекущей к постоянному творческому труду обстановке, которая царила в доме Константина Эдуардовича. В мастерской – столяр-ный верстак и простенький самодельный токарный станок на котором он делал все, что нужно было для моделей дирижаблей и научных опытов.

В 1933 г. в журнале «Гражданская авиация» (№ 9, 11, 12) была на-печатана статья К.Э. Циолковского «Дирижабль, стратоплан и звездо-лет — как три ступени величайших достижений СССР». Один экземпляр этого журнала (№ 9) автор прислал И.И. Алексееву с надписью: «Рабочим и инженерам завода "Электросталь"».

В ноябре 1933 г. И.И. Алексеев сообщил Циолковскому в письме, что завод «Электросталь» расширяется и что успешно осваиваются новые марки высококачественной стали. В ответ Циолковский благодарил за письмо, писал, что рад успехам рабочих и инженеров подмосковного заво-да и безмерно счастлив оттого, что наши советские стратонавты достигли огромной высоты (30 сентября 1933 г. советские стратонавты одержали блистательную победу, достигнув высоты 19000 метров на стратостате «СССР-1»).

Продолжая переписку с Циолковским, Алексеев в письме от 7 марта 1935 г. писал:

«Дорогой Константин Эдуардович! Я, как постоянный ценитель Вашего таланта, обращаюсь к Вам с большой просьбой прислать мне 1-й том Ваших сочинений с Вашей подписью на память. Не желая вводить Вас в расход, я прошу прислать этот том наложенным платежом. Одновремен-но я высылаю Вам справочник по всем сталям завода "Электросталь", ко-торый я составил. Вы из него будете иметь понятие обо всех марках этого завода, в том числе и о нержавеющих сталях. Буду признателен, если Вы напишете отзыв об этом справочнике».

Последнее письмо вместе с книгой «Цельнометаллический дири-жабль» Циолковский прислал в апреле 1935 г. На заглавном листе рукой ученого написано: «Глубокоуважаемому Ивану Ивановичу Алексееву от автора. 1935 г. 26 апреля. К. Циолковский». В ответном письме от 28 апре-ля 1935 г. И.И. Алексеев писал: «Дорогой Константин Эдуардович! Сего-дня я получил дорогой для меня подарок – 1-й том Ваших сочинений. Ис-кренно благодарю Вас за память и за присланную книгу. Уважающий вас И.И. Алексеев».

Это было последнее письмо И.И. Алексеева к К.Э. Циолковскому. Поиск некоторых документов, упомянутых в данном докладе продолжает-ся.