ПОДГОТОВКА КОСМОНАВТОВ ПО НАВИГАЦИОННО-БАЛЛИСТИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТА
© А.А.Митина, К.Б.Кузнецов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2010 г.
Процесс подготовки космонавтов к космическому полету направлен на формирование у космонавтов профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для конкретного полета с учетом возможности появления в полете нештатных ситуаций, и состоит из пяти этапов:
– общекосмическая подготовка кандидатов в космонавты;
– подготовка космонавтов в составе групп специализации и совершенствования по типам пилотируемых космических аппаратов (ПКА) или направлениям специализации;
– подготовка космонавтов в составе утвержденных экипажей к конкретному космическому полету на ПКА;
– подготовка экипажей на борту ПКА в процессе космического полета;
– заключительные мероприятия в послеполетном периоде, включающие прохождение космонавтами реадаптации, реабилитации и участие в анализе результатов полета.
Основной целью общекосмической подготовки кандидатов в космонавты по навигационно-баллистическому обеспечению полета, согласно Руководству по подготовке космонавтов, является изучение вопросов теории полетов, навигации, возможностей ПКА по обзору поверхности Земли и вопросов построения космических систем обеспечения безопасности полетов ПКА.
В ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина» (ранее в РГНИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина) общекосмическую подготовку по навигационно-баллистическому обеспечению полета кандидаты в космонавты проходили на базе 16 отдела.
Специалистами этого отдела проводился анализ программы подготовки кандидатов в космонавты и учебно-методической литературы по навигационно-баллистическому обеспечению полета, включающей в свой состав учебники «Навигация и баллистика пилотируемых космических аппаратов», «Основы космической навигации пилотируемых космических аппаратов», «Зондирование поверхности Земли из космоса». Целью работы было определение соответствия этих документов и литературы уровню развития современной пилотируемой космонавтики. Результаты выполненного анализа позволили сделать вывод, что программа подготовки кандидатов в космонавты, в основном, отвечает требованиям Руководства по подготовке космонавтов 2006 г., но требует уточнения ряда вопросов и совершенствования методики изложения учебного материала.
В связи с этим предлагается:
- Для получения навыка работы космонавтов в условиях, приближенных к условиям космического полета, изучение звездного неба проводить не только в планетарии, но и на реальном звездном небе в средних и южных широтах. Изучение звезд по их геометрическому расположению на небесной сфере дополнить изучением звезд по их экваториальным координатам, светимости и спектральному классу. Изучение созвездий, не имеющих ярких навигационных звезд, проводить факультативно.
- Изучение приборов навигации и ориентации (ВП-2 и «Пума»), установленных на космических аппаратах, следует проводить с учетом условий их применения в космическом полете.
- Представляется целесообразным ввести дисциплину «Основы дистанционного зондирования поверхности Земли из космоса» объемом 30 учебных часов, содержащую обобщенный, систематизированный учебный материал, позволяющий приобрести знания по вопросам, необходимым при решении народно-хозяйственных задач, прикладных задач, задач обеспечения поисково-спасательных работ при посадке спускаемых космических аппаратов вне заданного района посадки.
- В качестве совершенствования учебно-методического материала целесообразно подготовить методическую литературу по вопросам навигации, теории полета и возможности обзора Земли с решением примеров и задач, отражающих ситуации, возникающие в условиях космического полета.
- Совершенствовать технические средства обучения за счет использования компьютерного курса по навигационно-баллистической подготовке космонавтов предлагается на базе астронавигационного функционально-моделирующего стенда. Внедрение компьютерного курса в процесс подготовки космонавтов расширяет и дополняет возможности стенда.
Компьютерные курсы могут применяться для проведения занятий преподавателем; самостоятельной подготовки обучаемого к занятиям; повторения пройденного материала и восстановления утраченных знаний; предварительной оценки знаний обучаемого (самоконтроля).