ПРИНЦИП КОЭВОЛЮЦИИ В ФИЛОСОФИИ РУССКОГО КОСМИЗМА И СОВРЕМЕННЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ПРИНЦИП КОЭВОЛЮЦИИ В ФИЛОСОФИИ РУССКОГО КОСМИЗМА И СОВРЕМЕННЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

© А.А.Бойко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2010 г.

Современная постнеклассическая наука ориентирована на изучение открытых самоорганизующихся систем, характеризующихся высоким уровнем целостности, взаимосвязи структурных элементов. Одним из существенных свойств таких систем является спонтанное саморазвитие, усложнение структуры, появление новых свойств и функций, проявлением которых является коэволюция.

Понятие коэволюции приобретает статус общенаучной категории, подразумевая под ним параллельную, взаимосвязанную эволюцию биосферы и человеческого общества.

Несовпадение скоростей природного и социального эволюционного процесса может привести к глобальной экологической катастрофе, после наступления которой существование разумной жизни на Земле окажется под большим вопросом. Проблемы обеспечения будущности человечества, путей его гармоничного развития в своей экологической нише, т.е. биосфере, его роль и предназначение в планетарном и космическом масштабе являются одними из наиболее обсуждаемых проблем, вышедших из сферы узко научного интереса на глобальный мировой уровень. Это обусловливает необходимость обращения к философии русского космизма, которая неразрывно связывала человека и природу, обосновывала необходимость освоения человеком космоса.

Данная работа исследует проявление принципа коэволюции в философии русского космизма на примере В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, Н.Н. Моисеева, в творчестве которых данный принцип проявляется наиболее ярко.

Под принципом коэволюции понимают сопряженное, взаимообусловленное изменение систем или частей внутри целого.

Принцип коэволюции в творчестве В.И. Вернадского проявляется в характере и результатах взаимодействия косной и живой материи, в непрерывном биогенном токе атомов, формирующем биосферу как единое целое. Возникновение и развитие человека понимается ученым как закономерное следствие эволюции биосферы, но с этого момента биосферу необходимо рассматривать как двухкомпонентную систему, объединенную процессом коэволюции природы и общества.

Считая процесс эволюции биосферы в ноосферу неизбежным и закономерным, Вернадский не рассматривает альтернативные варианты развития. По его мнению, человечество как новая геологическая сила, способная рационально управлять всеми процессами и явлениями природы, не может нарушить гармонию биосферы.

Коэволюционные идеи К.Э. Циолковского носят более масштабный характер. Говоря об эволюции Вселенной, ученый, так же как и Вернадский, отводит человечеству главенствующую роль в этом процессе. Но человечество само по себе, в том виде, в котором оно существует сейчас, мало волнует ученого. Центром его философской системы является атом-дух, и для его подлинного существования вся материя должна превратиться в единое телепатическое поле, лучевую энергию. Потому вся природа, живая и неживая материя, не отличающаяся признаком разумности, подлежит преобразованию либо уничтожению. Применительно к проблеме взаимодействия человека и биосферы, ученый следует потребительско-утилитарной позиции. В его сценариях освоения Земли говорится о радикальной перестройке всего облика нашей планеты, которая, в конечном счете, будет вообще разобрана на материал для строительства космических поселений сильно размножившегося человечества. Несмотря на уязвимость подобной позиции, следует отметить, что она проистекает из глобального видения ситуации. Футурологические прогнозы К.Э. Циолковского распространяются на миллиарды лет вперед, к этому времени человечество как вид изменится до неузнаваемости, соответственно изменится и этика взаимодействия биосферы и человека.

Н.Н. Моисеев более осторожен в своих прогнозах, в то же время он дает более детализированную концепцию коэволюции, основанную на компьютерной модели, имитирующей функционирование биосферы. По его мнению, развитие человеческой цивилизации не должно разрушать ее экологическую нишу, т.е. биосферу, которая рассматривается как открытая саморазвивающаяся система. Любые, даже незначительные изменения, могут повлиять на нее необратимым образом. Осознание этого уже не позволяет ученому делать столь оптимистические прогнозы. Моисеев говорит не об управляемом развитии, как Циолковский и Вернадский, а о направляемом развитии социальных и социально-экономических систем, что подразумевает наличие системы ограничений, обеспечивающих развитие общества в желаемом «эволюционном канале».

Несмотря на различный фундамент концепций (К.Э. Циолковский - атомистический панпсихизм, В.И. Вернадский – идея единства мироздания, выраженная в понятиях живого и косного веществ, Н.Н. Моисеев – идея эволюционизма, построенная на принципах синергетики), взгляды ученых на стратегию дальнейшего развития человечества и биосферы во многом схожи. К ним относятся: установление единого человеческого общества планетарного масштаба, функционирующего по разумным законам; развитие средств коммуникации, хранения и переработки информации. В перспективе самопроизвольное развитие Коллективного разума, пользующегося методом телекинеза для мгновенной передачи информации на любые расстояния; развитие науки и техники, поддерживающей благосостояние постоянно растущего населения Земли; освоение космического пространства, расселение по другим планетам, промышленное использование космических объектов и сил.

Согласно принципу коэволюции каждый вид оказывает воздействие как на среду обитания, так и на другие виды, заставляя их адаптироваться к измененным условиям. Нарушая структуру живых сообществ, мы неизбежно нарушаем и собственную среду обитания. Несмотря на различное понимание принципа коэволюции, ученые считают необходимым создание новой экологической этики, регулирующей отношения между человечеством и природой. Именно на нравственной основе должна быть построена любая стратегия дальнейшего развития человечества и биосферы. Ученые-космисты пришли к осознанию этого еще в начале XX века, но подлинное понимание и актуальность их идеи приобретают сейчас.