ПРОЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СУПЕРМОЩНЫХ ЖРД В НПО ЭНЕРГОМАШ (1960-1970-е ГОДЫ)

ПРОЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СУПЕРМОЩНЫХ ЖРД В НПО ЭНЕРГОМАШ (1960-1970-е ГОДЫ)

© В.С.Судаков, В.Ф.Рахманин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2010 г.

В начале 1960-х годов конструкторы и разработчики ракетно-космической техники в нашей стране не только практически отрабатывали жидкостные ракетные двигатели для впервые создаваемых космических ракет-носителей и боевых баллистических ракет дальнего действия с тягой от 50 до 140 тс, но уже в то время приступили к проектной проработке создания мощных ЖРД с тягой от 150 до 5000 тс. Такие проектные прора-ботки были осуществлены в НПО Энергомаш под руководством В.П. Глушко в 1960-64 гг. Были проработаны варианты ЖРД на топливах АТ-НДМГ и кислород-керосин. Данные проработки в итоге позволили перей-ти к практической разработке довольно известных двигателей РД-253 и РД-270 для РН «Протон» и РН УР-700 соответственно.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов в НПО Энергомаш были нача-ты работы по изучению перспектив развития ЖРД с тягой от 10 000 до 15 000 тс на трех различных типах топлива: кислород-водород, кислород-керосин и АТ-НДМГ.

Но после 1974 г. – года перехода В.П. Глушко на работу в НПО «Энергия» (теперь РКК «Энергия» им. С.П. Королева) - начались работы по проектированию двигателей для предложенного В.П. Глушко семейства ракет-носителей РЛА, которые в итоге вылились в создание двигателей РД-170/171 для РН «Энергия» и РН «Зенит» соответственно. Эти двигате-ли с тягой 806 тс в пустоте на сегодняшний день остаются самыми мощ-ными в мире ЖРД.