РАЗМЫШЛЕНИЯ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО О ПРИРОДЕ АГРЕССИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ИХ СОВРЕМЕННЫЙ КОНТЕКСТ И АКТУАЛЬНОСТЬ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ
© И.Г.Ребещенкова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2010 г.
Вопрос об агрессивности как об одном из древнейших и постоянных качеств человека, о ее природных и социальных истоках и формах, о различных проявлениях зла в современном обществе, в котором разворачивается процесс дегуманизации социальных отношений и рушатся веками складывавшиеся и длительное время функционировавшие системы ценностей, приобретает невиданную ранее остроту. Общество в последнее время характеризуется также интенсивными процессами глобализации во всех его сферах, включая психологическую и духовную. В этой связи приходится констатировать и такое явление как глобализацию агрессивности.
Глобализация человеческой агрессивности, обретение ею все более циничных, разнообразных и утонченных форм, ее быстрое распространение по всему миру через географические и государственные границы, благодаря современной технике и современным технологиям, а также новым возможностям динамичного перемещения по планете людей, в том числе и нацеленных на совершение зла, выглядит как своего рода пандемия. Противостоять этой «пандемии», т.е. предотвращать агрессивные действия или хотя бы минимизировать их негативные последствия можно при условии понимания сути, природных и социальных оснований агрессивности, ее исторических и современных трансформаций. По этой причине актуализируются размышления об агрессии и зле К.Э. Циолковского, как и многих других мыслителей прошлого. Его мысли по этому поводу «рассыпаны» по многим работам, в том числе и в таких как «Характеристика моих работ по социологии и философии» (1920, Архив РАН, фонд 555, опись 1, № 541), «Идеальный строй жизни» (1917, Архив РАН, фонд 555, опись 1, № 379).
К.Э. Циолковский, находясь в поисках «форм совершенной жизни», осознавал трудность и одновременно неизвестность пути к этим формам именно из-за недостаточного знания недостатков и достоинств человеческой души, а также – из-за их разнообразия. Это обстоятельство побуждало ученого, по его словам, к созданию специального труда о свойствах человеческой души. В качестве предпосылки возникновения «форм совершенной жизни» у К.Э. Циолковского, наряду с планетарными и космическими ресурсами, выступают богатства души человека: его добрые душевные качества, а также его ум и знания, словом, все наследие человечества, содержащее его нравственный и когнитивный опыт, накопленный за многие тысячелетия.
К.Э. Циолковский давал следующую установку: надо осваивать природные богатства, которые, по его словам, рассеяны в бесконечном количестве, а не отнимать их друг у друга путем насилия. Он обосновывал это тем, что в случае борьбы людей друг с другом за богатства природы общая сумма последних не увеличится, а хищные свойства (агрессивность – И.Р.) человеческой души усилятся. При этом он замечал, что борьба способствует увеличению силы и ума отдельных людей, что можно сделать, по его мнению, и другими способами. В целом, К.Э. Циолковский призывал не прибегать к насилию, то есть «ничего ни у кого без согласия не отнимать», «не нарушать свободы и желаний ближних».
Потенциал нашей планеты, по убеждению ученого до конца еще не освоенный, пока полностью не используемый, вполне достаточен для того, чтобы люди не проявляли насилия из-за средств существования. Еще одним основанием для этого являются запасы поглощаемой Землей солнечной энергии, на освоение которой надо направить силы общества. В этой связи, то есть в отношении достаточности ресурсов для жизни, считал он, людей надо успокоить и направить их на ненасильственный путь к совершенству, на путь взаимного согласия, уступок и просвещения. Таким образом, суть размышлений К.Э. Циолковского об агрессивности заключается, во-первых, в признании возможности нейтрализации проявлений агрессивных свойств души человека и, во-вторых, в предложении им некоторых способов и путей ее предотвращения. Это вытекало из общей системы его оптимистических взглядов, основанных на вере в силу знания и преобразовательной деятельности.
Тема агрессивности и ее роли в обществе начала звучать на Западе с конца 50-х – начала 60-х годов прошлого столетия и в настоящее время выступает объектом междисциплинарного изучения. Так, в частности, ей были посвящены работы австрийского ученого, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца – одного из создателей этологии. К. Лоренц полагал, что есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в условиях современного культурно-исторического и технического развития, сопровождаемого перенаселением нашей планеты, духовным кризисом, а также разработкой, производством и угрозой применения ядерного оружия.