РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ БОЕВОЙ ЖИВУЧЕСТИ САМОЛЕТНЫХ СИЛОВЫХ СИСТЕМ

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ БОЕВОЙ ЖИВУЧЕСТИ САМОЛЕТНЫХ СИЛОВЫХ СИСТЕМ

© М.В.Трофимчук
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2010 г.

Боевая живучесть (БЖ) летательного аппарата является одним из важнейших эксплуатационных свойств, так как при воздействии средств поражения (СП) сохранение ЛА и выполнение боевого задания (БЗ) возможно только за счет его высокой БЖ. Как показывает опыт боевых действий, из всех частей конструкции ЛА поражение самолетных силовых систем (гидравлической, пневматической, электрической) является одной из главных причин поражения ЛА. Это объясняется тем, что самолетные силовые системы (ССС) имеют большую относительную площадь и могут быть поражены даже за счет действия вторичных осколков. Особо необходимо выделить гидравлическую систему, поражение которой практически всегда приводит к потере ЛА.

Последнее обстоятельство требует уделять обеспечению БЖ гидравлической системы особое внимание. Повышение БЖ гидравлической системы может быть обеспечено по следующим направлениям:

– защитой жизненно важных агрегатов ССС, их резервированием;

– рациональным выбором типа ССС и ее объемно-массовой компоновки для решения конкретной функциональной задачи.

Первое направление требует затраты определенной массы и влияет на показатели боевой эффективности и стоимости ЛА неоднозначно.

Второе направление связано с разработкой новых подходов при проектировании ССС с целью унификации обеспечения энергетических потребностей самолетов. В настоящее время внедряются новые подходы в формирование облика ССС, например, «полностью электрический самолет» (ПЭС). Под «полностью электрическим самолетом» понимается самолет с единой централизованной системой электроснабжения, обеспечивающей все энергетические потребности самолета. На ПЭС электрическая энергия будет применяться для питания наиболее энергоемких систем, которые традиционно использовали для своего функционирования гидравлическую и пневматическую энергию. К таким системам, прежде всего, относится система управления аэродинамическими поверхностями и взлетно-посадочными устройствами самолета. В настоящее время имеется опыт применения в авиации электрогидростатических приводов, имеющих достаточно высокие динамические характеристики. Электрогидростатический привод представляет собой совокупность регулируемого бесконтактного двигателя постоянного тока и гидростатической передачи, выполненной на основе гидроцилиндра и нерегулируемого реверсивного насоса.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что задача повышения БЖ самолетных силовых систем путем рационального выбора типа ССС и ее объемно-массовой компоновки с учетом разработки и внедрения новых конструктивных решений является актуальной.