РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОЦЕНКИ СПРОСА НА ПАССАЖИРСКИЕ АВИАПЕРЕВОЗКИ В РОССИИ

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОЦЕНКИ СПРОСА НА ПАССАЖИРСКИЕ АВИАПЕРЕВОЗКИ В РОССИИ

© В.В.Балашов, А.В.Смирнов, М.А.Семакина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2010 г.

На начальном этапе исследования спроса на пассажирские авиаперевозки предполагалось рассматривать две категории авиапассажиров: пассажиры, оплачивающие авиаперелёт из собственных средств и пассажиры, чей перелёт оплачивается из других источников. В докладе на 44-х Научных чтениях памяти К.Э. Циолковского была представлена структурная эконометрическая модель оценки численности населения, способной оплачивать авиаперелёт из собственных средств, так называемой «эффективной части» населения.

Для того, чтобы, основываясь на численности « эффективной части» населения, оценить возможное число авиапассажиров, была предложена аналитическая модель пересчёта. Модель основана на предположении, что численность авиапассажиров, осуществляющих свой второй, третий и т.д. полёт, уменьшается в геометрической прогрессии. При проведении расчётов было принято, что максимальное число полётов, которое представители «эффективной части» населения могут осуществить в течение одного года, n=3.

Анализ имеющейся информации о пассажирских авиаперевозках показал, что статистические данные о численности пассажиров, летающих «за свой счёт» и « не за свой счёт» отсутствуют или же труднодоступны, являясь конфиденциальной информацией маркетинговых подразделений авиакомпаний. В связи с этим авторы отказались от деления авиапассажиров на летающих «за свой счёт» и «не за свой счёт». Предполагается, что и те, и другие входят в состав «эффективной части» населения, которую можно интерпретировать как «потенциальных авиапассажиров». Можно также предположить, что по ряду причин лишь часть «потенциальных авиапассажиров» (способных тем или иным способом оплатить авиаперелёт) становятся «реальными авиапассажирами», число которых фиксируется официальной статистикой.

В зависимости от числа полётов в год рассматриваются две категории авиапассажиров. К первой из них отнесём тех, кто совершает небольшое число – от одного до трёх – полётов в год. Эту категорию пассажиров условно обозначим как «туристы». Ко второй категории отнесём «часто летающих» или «деловых» пассажиров. Примем, что «деловые» поездки могут совершаться до m раз в год. Таким образом, общее число полётов в рассматриваемой модели варьируется от одной до (m+n) в год. В частности, если деловые поездки совершаются один раз в два месяца, то (с учётом полётов «туда» и «обратно») будем иметь m=12.

В рассматриваемой модели использованная ранее зависимость между числом полётов и количеством авиапассажиров, совершающих данное число полётов в год, в виде убывающей геометрической прогрессии используется лишь для небольшого числа полётов i=1, 2, 3, т.е. для «туристов». Для оценки численности «часто летающих» или «деловых» авиапассажиров используется упрощённая модель, основанная на замене убывающей геометрической прогрессии убывающей арифметической прогрессией.

Проведенная с использованием данной модели оценка спроса на пассажирские авиаперевозки основывается на официальных статистических данных по суммарному числу перевезенных авиапассажиров, а также на некоторых данных о численности «часто летающих» авиапассажиров, которые могут воспользоваться льготами, предоставляемыми бонусными программами ряда авиакомпаний.