РАЗРАБОТКА ОБЛИКА ГИБРИДНОГО РАДИОУПРАВЛЯЕМОГО МАЛООБЪЁМНОГО ДИРИЖАБЛЯ

РАЗРАБОТКА ОБЛИКА ГИБРИДНОГО РАДИОУПРАВЛЯЕМОГО МАЛООБЪЁМНОГО ДИРИЖАБЛЯ

© А.В.Дорофеев, Ю.В.Щербаков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2010 г.

В последние годы благодаря прогрессу радиоэлектроники и цифровой фото-видео техники наметилась новая область применения дирижаблей: создание малообъёмных радиоуправляемых аппаратов для проведения высотной панорамной съёмки и мониторинга. Ожидается, что по сравнению с радиоуправляемыми самолётами и вертолётами дирижабль будет сравнительно прост в пилотировании.

Как показывает практика и проведённые расчёты, малообъёмный дирижабль, построенный строго по классической схеме, не вполне удовлетворяет требованиям по простоте пилотирования вследствие высокой чувствительности к воздействию ветра и наличию инверсионных скоростей.

Разработан облик гибридного радиоуправляемого малообъёмного дирижабля, отличительными особенностями которого являются:

– перетяжеление порядка 30% от подъёмной силы газа;

– аэродинамическая схема «утка» в горизонтальной плоскости с развитым горизонтальным хвостовым оперением и передним управляемым крылом.

Перетяжеление аппарата за счёт увеличения веса энергетической установки повышает тяговооружённость дирижабля и упрощает управление им в условиях ветра. Использование схемы «утка» с передней управляющей поверхностью устраняет инверсию по отклонению рулей, благодаря чему реакция аппарата на управляющее воздействие слабо зависит от скорости.