РАЗРАБОТКА ТРЕБОВАНИЙ К ТРЕНАЖЕРУ ПО ДЕЙСТВИЯМ ЭКИПАЖА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

РАЗРАБОТКА ТРЕБОВАНИЙ К ТРЕНАЖЕРУ ПО ДЕЙСТВИЯМ ЭКИПАЖА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

© С.В.Бронников, И.А.Рожкова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2010 г.

История развития моделирования деятельности экипажей при аварийных ситуациях непосредственно связана с динамическим моделированием объекта. Динамическое моделирование характерно для различных задач реального времени, в том числе, для интерактивного тренинга операторов.

После появления в 90-х годах на орбитальном комплексе «Мир» персональных компьютеров разработан бортовой тренажер, включающий действующую двухмерную модель интерьера космической станции. Модель позволяла имитировать работу с бортовым оборудованием при отработке ситуации «разгерметизация».

Позднее с появлением более производительных компьютеров для Международной космической станции (МКС) разработана трехмерная модель интерьера станции, позволяющая экипажу отрабатывать действия при разгерметизации в моделируемом пространственном объеме.

Следующим этапом развития тренажера по действиям в аварийных ситуациях стал мобильный тренажер виртуальной реальности по отработке действий экипажей МКС при срочном покидании станции, который предназначен для тренировки космонавтов на Земле, в учебном классе, а также в полномасштабном макете МКС, находящемся в Центре подготовки космонавтов.

В связи с усложением орбитальных комплексов, связей между действиями экипажа и персонала ЦУП в настоящее время становится актуальным создание тренажера, позволяющего проводить интегрированные тренировки экипажа и операторов ЦУПа по действиям в аварийных ситуациях.

В настоящее время над разработкой интегрированного тренажера по действиям в аварийных ситуациях работают международные партнеры по программе МКС.

На основе анализа структуры деятельности экипажа и персонала управления ЦУП при возникновении аварийных ситуаций разработаны следующие основные требования:

– возможность независимой разработки подсистем тренажера с последующей их интеграцией на базе согласованного стандарта;

– возможность интеграции в единую тренажерную систему подсистем, удаленных друг от друга (например, в различных центрах управления, на борту орбитального комплекса);

– возможность синтеза изображения, просчета математической модели и взаимодействия с пользователем в реальном времени;

– возможность многопользовательского доступа;

– возможность изменения масштаба времени;

– наличие системы анализа действий пользователя и сбора статистики.