СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТОПЛИВНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАГИСТРАЛЬНЫХ САМОЛЁТОВ НА ВНУТРИРОССИЙСКИХ АВИАЛИНИЯХ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТОПЛИВНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАГИСТРАЛЬНЫХ САМОЛЁТОВ НА ВНУТРИРОССИЙСКИХ АВИАЛИНИЯХ

© Г.А.Павловец, Л.А.Антипенко, В.В.Балашов, А.А.Охапкин, А.В.Смирнов, Т.О.Цейтлина, Ю.Н.Чернавских
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2010 г.

Одной из важных характеристик эксплуатации пассажирских самолётов на некоторой сети авиалиний является показатель топливной эффективности, выраженный в (г/пасс.-км). Указанный показатель вычисляется как отношение суммарного количества затраченного топлива к полной транспортной работе на данной сети авиалиний. Практика показывает, что реальные значения показателя топливной эффективности в силу особенностей эксплуатируемого самолёта, структуры пассажиропотоков и сети авиалиний значительно превосходят значения, декларируемые производителями самолёта.

Проведено исследование показателей топливной эффективности трех типов магистральных самолётов, обладающих схожей максимальной пассажировместимостью: Ту-154М (180 пасс.), А320 (179 пасс.) и В737-800 (189 пасс.). Рассматривались только те внутрироссийские магистральные авиалинии, на которых эксплуатируются указанные самолёты. На той же сети авиалиний проанализирована предполагаемая топливная эффективность перспективного отечественного магистрального самолёта МС-21-300 (181 пасс.).

При формировании сети авиалиний использованы данные расписания полетов российских авиакомпаний, предоставленные Центром расписаний и тарифов. Информация о реальных пассажиропотоках получена из сборника «Информация об объемах перевозок между пунктами полета за 2000-2007 годы», подготовленного ЗАО «Транспортная клиринговая палата». В этот сборник включены данные по объемам перевозок между пунктами полета, превышающими 300 пассажиров в год. Для проведения исследований был выбран 2006 г. Рассматриваемая в работе транспортная сеть за этот год включала в свой состав 327 авиалиний, на которых было выполнено 176 709 рейсов. На этих авиалиниях была запланирована перевозка 24 462 432 пассажиров (предельный годовой пассажиропоток). Реальный объем перевозок составил 14 039 934 пассажира, или 57% предельного годового пассажиропотока. Показатели топливной эффективности рассматриваемых самолетов вычислялись в предположении, что работа на всей выделенной сети внутрироссийских авиалиний выполнялась самолетом одного типа.

Количество топлива, затрачиваемого при совершении авиарейса, принималось равным сумме количества топлива, затрачиваемого на полет (с момента взлета до момента посадки), топлива, затрачиваемого на запуск, прогрев двигателей и руление, а также части компенсационного запаса топлива. В общем случае количество топлива, затрачиваемого на полет, зависит от ряда факторов, включая эксплуатационные характеристики самолёта, метеоусловия и текущие условия эксплуатации. С целью корректного сравнения рассматриваемых самолётов профиль полета формировался, исходя из задачи полета на максимальную дальность при фиксированном эшелоне крейсерского полета (10600-11600 м для Ту-154М, 11300 м для А320 и В737-800, 10800-12400 м для МС-21-300). Для авиарейсов с дальностью менее 1000 км выбирался эшелон, соответствующий ограничениям УВД. Для остальных факторов, влияющих на расход топлива (за исключением дальности полета и посадочной массы самолёта), выбирались либо стандартные (стандартная температура атмосферы, полет в штиль), либо оптимальные значения (отсутствие необходимости работы систем антиобледенения, оптимальная центровка самолёта).

При вычислении затрат топлива на полет использованы материалы «Руководства по летной эксплуатации» для Ту-154М и их зарубежные аналоги (Flight Crew Operating Manual) для А320 и В737-800. Для МС-21-300 расчеты проведены на основе данных эскизного проекта. Компенсационный запас топлива принят равным 3% от затрат топлива на полет. Для вычисления количества топлива, затрачиваемого на запуск, прогрев двигателей и руление, использован банк данных ИКАО по авиадвигателям и методики нормирования взлетно-посадочного цикла, имеющегося в этой организации.

В результате проведенного исследования получены следующие значения показателей топливной эффективности: 76,4 г/(пасс.­км) для Ту-154М, 38,6 г/(пасс.­км) для А320, 38,6 г/(пасс.­км) для В737-800, 30,8 г/(пасс.­км) для МС-21-300. Установлено, что реальные значения показателей топливной эффективности для рассмотренных магистральных самолётов на сети внутрироссийских магистральных авиалиний практически вдвое превышают декларируемые значения.