СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ «БОГ» В КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ «БОГ» В КОСМИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© С.В.Терехов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2010 г.

Размышления о сущности Бога занимают одно из ведущих мест в космической философии К.Э. Циолковского. С их помощью автор раскрывает свои представления о движущих факторах эволюционного процесса. В работах К.Э. Циолковского, несмотря на неизбежные трансформации, понятие божества остаётся постоянным. Бог всегда единственен, но проявляет себя в процессе мирового развития в различных формах. На понимание его сущности оказывает сильное влияние естественно-научная деятельность мыслителя. Согласно К.Э. Циолковскому «… Бог есть идея или ряд правил и законов, которые ведут людей и всех существ Вселенной к совершенству и счастью. Такие идеи, хотя, может быть, сейчас и неизвестны людям, но должны быть». Следовательно, Бог познаваем и его изучение неотделимо от изучения природы. Сам мыслитель подразумевает наличие нескольких интерпретаций Бога и по-разному трактует его в различных работах, что нередко усложняет исследование его творчества. Можно выделить следующие варианты истолкования данного термина в работах К.Э. Циолковского: 1) Бог как «первопричина» Вселенной, 2) Бог как космос, что соответствует пантеистическому мировоззрению, 3) Боги как могущественные президенты высокоразвитых планет Вселенной. Таким образом, К.Э. Циолковский обосновывает существование богов «самых разнообразных рангов», т.е. различных иерархических уровней, играющих важную роль на разных этапах эволюции мироздания.

Исторически первой формой проявления божества является, по К.Э. Циолковскому, «Причина космоса». Она является творцом и законодателем нашей Вселенной, а потому её исследование на современном этапе развития науки практически невозможно. Остаётся только постулировать её наличие и господство над всеми явлениями окружающей действительности.

Вселенная, сотворённая Первопричиной во всём многообразии проявлений, развивается далее самостоятельно, превращаясь в главного законодателя мироздания. Первопричина уже не оказывает влияния на протекающие в ней процессы и утрачивает, с точки зрения К.Э. Циолковского, своё божественное предназначение. Божеством, руководящим эволюцией материального мира, становится сама Вселенная. К.Э. Циолковский представляет Вселенную разумным, вечно живущим существом. Однако Вселенная в космической философии «жива» лишь потенциально, благодаря присущей её атомам способности периодически принимать участие в психической жизни разумных существ. Фактором, объединяющим всю Вселенную в единый организм и управляющим процессом её развития, выступает «воля космоса». Вселенная представляется К.Э. Циолковскому в виде безграничного, потенциально живого организма, порождённого внешней по отношению к нему Причиной и непрерывно развивающегося по собственным законам под контролем внутренне присущей ему воли.

Дальнейшие размышления о божестве, направляющем развитие мироздания, приводят К.Э. Циолковского к вопросу о роли Земли и её обитателей в эволюции Вселенной. К.Э. Циолковский доказывает, что воля человечества присоединяется в качестве неотъемлемой части к воле космического разума. Именно человечество, являясь главным законодателем предыдущей Вселенной, является Причиной последующей Вселенной. Космический разум терминальной эры и есть, по моему мнению, та пресловутая Причина космоса, которую так туманно К.Э. Циолковский описывал ранее. Эта главная прерогатива божества – способность сотворить Вселенную – с течением времени перейдёт к человечеству, которое уже сейчас должно осознать свою огромную ответственность. Таким образом, анализ теологических представлений К.Э. Циолковского позволяет нам признать убеждённость мыслителя в существовании высшего законодательного начала, управляющего Вселенной.