АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЭТАПАХ РАЗРАБОТКИ, ПРОИЗВОДСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ РОСКОСМОС

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЭТАПАХ РАЗРАБОТКИ, ПРОИЗВОДСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКАЗЧИКОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ РОСКОСМОС

© Н.Б.Бодин, О.А.Волынская, А.Е.Горшков, А.А.Емелин, В.М.Новиков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2011 г.

Одним из основных направлений в работе Роскосмоса (ранее Министерства общего машиностроения СССР) было и остается совершенствование экономических методов управления космической деятельностью России — от постановки задач по созданию ракетно-космической техники до ее практического внедрения и эффективного использования в интересах социально-экономического развития страны.

Основы управления космической деятельностью, включавшие вопросы планирования, учета и отчетности при разработке, производстве и поставке космической техники, а также при создании объектов космической инфраструктуры различного назначения, были заложены в период 1970–1980 гг. и системно обобщены в отраслевом документе «Единое положение о планировании, учете, отчетности и оперативном управлении научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами в отрасли» (1987 г.), что способствовало достижению положительных результатов в космической отрасли.

Известно, что усложнение задач, возлагаемых на любую, особенно космическую технику (освоение Луны, полеты на Марс и т. п.), сопровождается новыми требованиями к нормативно-правовому и методическому аппарату планирования и управления созданием новой техники. Обновление нормативно-правового и методического аппарата связано и с переходом на рыночные отношения в экономике России. В результате, нормативно-правовые и методические основы планирования и управления космической деятельностью претерпевают значительные изменения.

Так, вместо пятилетних и годовых тематических планов создания космической техники в период СССР ведется разработка Федеральной космической программы России и ряда федеральных целевых программ. Введен в действие Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (№ 94-ФЗ от 21.07.2005 г.), предусматривающий, в частности, размещение государственного заказа путем проведения торгов (в форме конкурса) и т. д.

В докладе рассматривается складывающийся на сегодня экономико-методический инструментарий планирования и управления созданием космической техники, в том числе:

– новые методологические подходы к технико-экономическому обоснованию основополагающих документов долгосрочного планирования, включая «Концепцию Федеральной космической программы», «Стратегию развития ракетно-космической промышленности», федеральные целевые программы и системные проекты;

– порядок подготовки предложений в бюджетную заявку и государственный заказ, включая НИОКР и серийные поставки, а также поддержание наземной космической инфраструктуры и эксплуатацию космической группировки;

– методология и порядок подготовки предложений по ценам на НИОКР и серийные изделия, включая начальные (максимальные) цены;

– экономический анализ хода выполнения НИОКР и фактических затрат по этапам и темам в целом;

– нормативно-правовые и методические документы по планированию и управлению созданием ракетно-космической техники.

Даны предложения по дальнейшему совершенствованию методического инструментария по проведению экономических оценок создания и эксплуатации космической техники.