АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКИПАЖЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ТРЕНИРОВКИ НА КОМПЛЕКСНОМ ТРЕНАЖЕРЕ РОССИЙСКОГО СЕГМЕНТА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКИПАЖЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ТРЕНИРОВКИ НА КОМПЛЕКСНОМ ТРЕНАЖЕРЕ РОССИЙСКОГО СЕГМЕНТА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ

© В.В.Батраков, Е.В.Полунина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2011 г.

Анализ отрабатываемых на комплексном тренажере (КТ) российского сегмента (РС) Международной космической станции (МКС) полетных операций, подлежащих объективному контролю и оценке, показал, что по характеру контролируемых и оцениваемых параметров их можно разделить на три основные группы:

1) управление бортовыми системами и аппаратурой с пультовой системы контроля и управления в рабочем месте оператора (РМО) КТ, автономных пультов научной аппаратуры, в штатных и расчетных нештатных ситуациях;

2) управление визированием объектов при работе с измерительной, навигационной и научной аппаратурой;

3) управление сближением, причаливанием и стыковкой в автоматическом и ручном режимах.

Критериями для оценки уровня подготовленности оператора являются правильность и время отработки циклограмм управления, отсутствие лишних действий при выполнении упражнения, время распознавания нештатных ситуаций.

Для объективной оценки экспертам межведомственной экзаменационной комиссии (МЭК) на ПКУ требуется иметь информационную систему оценки операторской деятельности, которая должна:

– регистрировать и отображать инструктору и экспертам МЭК «монитор событий»;

– контролировать и отображать инструктору и экспертам МЭК процесс отработки циклограмм управления;

– рассчитывать интегральные и локальные оценки операторской деятельности.

Кроме контроля и оценки трех типов полетных операций информационная система оценки операторской деятельности должна контролировать параметры, сигнализирующие о грубых ошибках экипажа, приводящих к аварийным ситуациям. Исходными данными для неё должны быть перечень контролируемых параметров и допустимые диапазоны их значений. Контроль может вестись как на протяжении всей комплексной тренировки, так и только при отработке определенных упражнений в процессе подготовки экипажей. Достоверность расчета интегральных оценок операторской деятельности зависит не только от количества параметров, но и от границ их изменения, времени, затраченного на выполнение задания.

Объективный контроль операторской деятельности в процессе комплексной экзаменационной тренировки (КЭТ) может только регистрировать отклонения от норм деятельности оператора, но не выявляет их причин. Поэтому необходимо использовать все имеющиеся на тренажере возможности для непрерывной регистрации и записи в процессе КЭТ контролируемых параметров деятельности экипажа и проведения на их основе, при разборе тренировки, качественного и количественного анализа ошибок и выявления их причин.