ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО В СОЦИАЛЬНОЙ УТОПИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

ЧЕЛОВЕК БУДУЩЕГО В СОЦИАЛЬНОЙ УТОПИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

© А.В.Хорунжий
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2011 г.

Подготовительные материалы к работам Циолковского показывают, что ученый неоднократно, начиная с 1918 г., предпринимал попытки дать обобщенное изложение своего проекта, которые не увенчались успехом. Становится ясным, что мыслитель хотел не столько написать итоговое сочинение, сколько объединить уже созданные работы в логически последовательные циклы, так, чтобы из чтения предыдущего текста яснее становилось содержание последующего. Циолковский, следовательно, никогда не рассматривал свои работы как самоценные, но считал их совокупным изложением своих взглядов на проблему совершенствования человечества.

Примечательно, что мыслитель не отделял описаний структуры «идеального строя» и путей его достижения от философского обоснования своего проекта. Так, в рукописи «Хронологический порядок социальных сочинений» (1918) Циолковский следующим образом описывал развитие своих взглядов: «Этика. 1903 г. Горе и гений. 1916 г. Богатства Вселенной. [1918-1919 гг.]. Свойства человека. [1917-1918 гг.]. Современный общественный строй. [1917-1918 гг.]. Идеальный строй жизни. (Первый круг мыслей). 1917 г. Как устроить общество и создать благосостояние. Авг. 1917 г. (Второй круг мыслей). Общественный строй (Третий круг мыслей). Июль 1918 г. Приключения одного духа в течение триллионов лет. (4-й круг мыслей). [1917-1918 гг.]».

Это вновь показывает глубокое внутреннее единство работ Циолковского по социальным вопросам и подтверждает правомочность проведения реконструкции его социального проекта как целостного объекта изучения. По уровню, на котором он был создан, план достижения «идеального строя жизни» относится к литературно-теоретическим утопиям и изложен в целом ряде разнящихся по объему рукописей и опубликованных трудов. Их изучение показывает, что это определение в данном случае подходит как нельзя лучше. В наследии ученого можно найти и литературные фантазии, популярно и доступно описывающие общество будущего, и социально-политические труды, и философское обоснование этических нормативов, положенных в основу «идеального строя».

План улучшения жизни человечества, выдвинутый К.Э. Циолковским, соответствовал формуле прогресса, данной П.Л. Лавровым: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении; воплощение в общественных формах истины и справедливости». В то же время, этот план был основан на философско-этическом учении мыслителя и должен был привести к реализации требований «истинного себялюбия», (действий из интересов «атома»), то есть исполнению «воли вселенной».

В 1927 г. ученый писал: «Первый важнейший шаг — разумное общественное устройство. Оно даст: 1) знание; 2) благосостояние; 3) многочисленное население, — как одно из необходимых условий для господства над Землей; 4) безболезненное уничтожение животных и усовершенствование растений; 5) улучшение человеческих пород; 6) победу человека над природой... 7) завоевана будет Солнечная система и заселена совершенными потомками человека. Население Солнечной системы скоро превысит земное в миллиарды раз».

Циолковский не занимался историческими исследованиями в современном понимании этого слова. В истории человечества его интересовали преимущественно такие вопросы, как эволюция Земли с возникновением на ней живых существ, включая человека (и некоторые его общественные институты), а также прошлые опыты по созданию лучшего общественного устройства. В работах «Прошедшее Земли» и «Современное состояние Земли» ученый дал обзор геологической истории Земли и периодизацию развития на ней жизни вплоть до появления человека, имея целью «осмыслить прошлое Земли и развитие ее органического мира»; подвел итоги этой эволюции на момент написания своих работ. Видно, что Циолковский рассматривал развитие человечества как естественноисторический процесс, понимая его как один из этапов эволюции жизни вообще. Так, изменение среды обитания — выход жизни из воды на сушу — по мнению ученого, позволил живым существам получить твердую опору, свободный кислород для процессов горения, большую свободу передвижения, что привело, в конечном итоге, к созданию индустрии на земном шаре. Отсюда также обосновывалась необходимость выхода в космос — очередной смены среды обитания — как условие дальнейшей эволюции человечества.

С точки зрения своего «монизма вселенной» он показывал, что состояние растений и животных планеты «далеко не блестяще». История их развития есть цепь все возрастающих (с повышением чувствительности) мучений, а «мало сознательное человечество еще усиливает этот ад жестоким уничтожением диких и особенно домашних животных».

Лишь по отдельным замечаниям Циолковского можно судить о его оценке жизни страны. Так, развивая свой план организации общин, он писал, что при недостатке достойных кандидатов в высшее общество в каком-либо селе, «люди высших культур могут пополнить этот недочет избранных. Например, американцы для англичан, последние для немцев, эти для поляков, поляки для русских, русские для монголов и т. д.». Вероятно, на такую классификацию повлияла не только цивилизованность, просвещенность той или иной страны, но и ее способность к эволюционному пути изменений.

Интересовали ученого и попытки конкретного воплощения утопий, создания общины людей, отношения между которыми строились бы на принципах справедливости. Главным для устойчивости такой общины, по Циолковскому, являлись не социально-экономические факторы, а совместимость членов общины, их умение жить общежитием. По его мнению, именно неправильный подбор участников таких социальных экспериментов в прошлых, известных истории случаях, обусловил их неудачу: «<...> Как это показали известные исторические опыты и попытки, — сейчас переленятся, перессорятся, передерутся и разбегутся».

Однако, исходя из того, что «пока мы имеем влияние только на земном шаре и потому можем заботиться лишь об устройстве жизни на нем», подавляющее большинство трудов по социальным вопросам Циолковский посвятил именно совершенствованию человеческого общества.

Ученый, видимо, вслед за П.Л. Лавровым считал, что «высота общественного устройства есть результат физических и душевных качеств общества, т. е. рефлексология (психология) есть основание социологии». Поэтому часть своих работ он посвятил свойствам человека и их возможному влиянию на социальное устройство.

Основной ячейкой будущего общества Циолковский видел общину, перед которой стояли две основные цели: «Одна цель — взаимное изучение, отобрание лучших и улучшение пород, Другая — облегчение материальной жизни; например, выгоды общежития, обработки земли, фабричного дела, владения совершенными орудиями и т. д.».

«Цель такого устройства — извлечь наиболее целесообразным способом самых дорогих для человечества людей и объединить ими мир. <...> Цель также в том, чтобы воспользоваться гениальными людьми, размножить их, усовершенствовать и наполнить ими мир. Их обязанность — заботиться о всем человечестве, объединить их общественными законами, совершенствовать общественное устройство и самих людей», — пояснял Циолковский.

Вступая в общину, человек брал бы на себя добровольно некоторые дополнительные обязательства, регламентирующие условия жизни, то есть подпадал бы под действие общественного законодательства. Оно должно было совершенствоваться по мере восхождения к более высокому уровню. В целом, Циолковский так описывал общую систему законов по мере восхождения обществ (то есть возрастания уровня общины и сознательности ее членов): «<...> Постепенное ограничение прав собственности. Постепенное развитие собственности общественной. Постепенное сближение членов общества. Соответствующая обстановка все улучшается. Постепенное возвышение нравственности. Постепенное усиление строгости подбора родичей. Постепенное стремление увеличить силу размножения. Хорошими производителями улучшают низшие общества. Постепенные ограничения свободы браков и страстей. Ослабление родственных чувств. Ослабление физической деятельности и числа часов обязательного труда. Усиление умственной деятельности и числа обязательных часов умственного труда. Непрерывное улучшение условий жизни, питания и размножения. Непрерывное ослабление страха наказания за преступления».

Усиление строгости в подборе партнеров, в регламентации других сторон жизни в обществах возрастающего разряда во многом сближает проект «идеального строя» с работами Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллы и других авторов ставших классическими утопий, что, кстати, отмечал и сам Циолковский.

Идея единения людей предполагала устранение между ними любых коммуникационных барьеров. «Каждый человек должен быть проникнут высшими идеями, ведущими всех людей к счастью и совершенству. Таковы мысли о единении и братстве всех народов. Но какое может быть братство, если вследствие различия языков мы друг друга не понимаем! Не будем выдумывать новый язык, так как успех рискован и такие опыты (эсперанто) пока не дали практических результатов. Гораздо проще и надежнее, если все языки будут, по возможности, доступны для усвоения. Тогда естественным путем образуется международный язык». Циолковский предлагал реформировать языки, в частности, унифицировать алфавит и правописание, разработал принципиальный план такого преобразования.

Исследователи неоднократно отмечали, что создание нового, приспособленного к запросам правящей элиты языка является одной из черт тоталитарных режимов, в своей крайней форме она отразилась в «новоязе», описанном в романе Дж. Оруэлла «1984». Анализ социальных утопий показывает, что искусственное создание (или пересоздание) языка, обычаев и вообще любых установлений человеческой жизни является отнюдь не монополией тоталитарного строя, но — более широко — одним из проявлений утопического сознания, стремящегося создать семиотическое единство, общую знаковую систему и распространить свой контроль на все сферы человеческого бытия.

Циолковский стремился выработать, кроме единого языка, «общечеловеческие меры» длины, времени и массы, ибо разнобой в них «затрудняет сношение стран, производит путаницу и мешает их объединению». Он хотел заменить современные города и села единой формой проживания — общиной, ввести несколько типов жилья и одежды, общих для всего человечества, и т. д., в то же время, он был вынужден постоянно оговаривать исключения из собственных правил, вызванные столкновением реального и идеального.

Но, несмотря на все сомнения, Циолковский все-таки был внутренне уверен в том, что ему удалось найти верный путь, следуя которым, человечество придет к счастью. Поэтому значительное внимание ученый уделял поиску конкретных путей воплощения в жизнь его плана.

Рассмотрев состояние современного ему человечества — отправную точку преобразований — и результаты прошлых социальных экспериментов, Циолковский пришел к выводу, что непреодолимых препятствий для реализации его проекта нет и что на данном этапе частная собственность наиболее всего соответствует свойствам человека (способствуя, в то же время, отысканию «двигателей прогресса»). Следовательно, при разумной политике, направленной на ограничение негативных последствий, она могла бы послужить основой для достижения «идеального строя».

Резюмируя свой проект, Циолковский писал: «Сущность предлагаемого преобразования общества состоит в том, чтобы установить демократическую республику вроде американской, существующей в Соединенных Штатах Америки и доступной людям и сейчас по их свойствам. Но это в низах. Одновременно из них выделяются общества, все более и более близкие к коммунизму».

Для успеха опытов артельной жизни, по мнению мыслителя, необходимы были «люди с зачатками таких свойств: сила в соединении с красотою, здоровье в союзе с умом, твердость с кротостью, любовь к людям в соединении с некоторой дозой любви к себе, к детям, близким и лучшим людям, сосредоточенность на важнейшем, красноречие с умеренностью в слове, плодовитостъ вместе с целомудрием и т. д.». Заметно, что здесь Циолковский применял результат собственного анализа истории прошлых социальных экспериментов.

Постепенно, по мере возникновения общин, выделялись бы наиболее одаренные люди, способные руководить всем человечеством.

Изучение Циолковским свойств человека, его психологии также убеждало в необходимости самых осторожных, постепенных изменений общественной жизни, внедрения в нее новых элементов. «Менять строй можно только по мере развития людей», — подчеркивал он. Свойства человека, по мнению ученого, «составляют основу того общественного строя, который он может вынести. <...> Государственное устройство есть среднее выражение умственных, физических и душевных свойств народа, у которого мы видим эту общечеловеческую форму. Каждый народ достоин своей общественной конституции». К посвященным этой теме работам Циолковского вполне применим термин С.П. Булгакова «социалистическая антропология».

Эпоха формирования взглядов Циолковского характеризовалась проективным, деятельным подходом ко всем областям человеческой жизни, основанным на убеждении во всемогуществе науки. Так, в биологии после того, как Чарльз Дарвин доказал происхождение видов путем естественного отбора (сломав тем самым представления об их неизменности), возникло убеждение, что эволюция человека как вида еще не завершена. Стихийный природный процесс являл собою вызов. Им надо было овладеть для пользы человечества. Этим объясняется широкое распространение евгеники и проектов, одним из требований которых было «улучшение человеческой породы». Циолковский также находил, что люди во многом несовершенны и, считая это признаком «незаконченного филогенетического развития (эволюции)», делал вывод: «Искусственный подбор должен быть со временем применен не только к растениям и животным, но и к человеку».

Важную роль здесь должно было играть улучшение путем разумных браков природы человека, т. е. искусственный отбор людского материала, проходящий под контролем общества. В брак могли бы вступать все желающие, но не все могли бы иметь детей — из опасения плохой наследственности (как физиологической, так и моральной). Но одаренность и высокая оценка обществом перевешивали запреты. Так, гения с несносным характером нужно было изолировать от общества и в потомстве исправить его наследственные черты. Как видно, такие действия направлены на две основные цели: повышение общего творческого потенциала человечества и воспроизводство гениев.

В целом, требования к улучшению породы человека у Циолковского были следующие: повысить умственный потенциал и моральные качества, создать существо, равно чуждое радостям и горестям (для обеспечения счастливого переселения «атомов») создать приспособленный к иным условиям обитания организм с большими, чем у современного человека, возможностями.

Кроме того, Циолковский считал необходимым устранить половое размножение. «Эти сильнейшие пружины человеческой души (нервной системы) мало выступают в истории, мало раскрываются, — писал он о сексуальном влечении, — но они играют первенствующую роль после хлебного вопроса. Впрочем, хлебного вопроса у сильных мира не существует». Здесь вновь проявилась тенденция утопического сознания к тотальному контролю и переделке всех сторон жизни под свои представления (регламентация интимных отношений проходит одной из главных тем утопических проектов от Платона, Т. Кампанеллы и др. до наших дней.

К улучшению человеческих качеств Циолковский считал возможным подходить не только в масштабах рода, но и отдельной личности: ученый считал, что столкнувшийся с лишениями и трудностями человек в большей степени развивает заложенные в нем способности, «он становится особенным полезным деятелем, а не заурядным работником». Характеризуя современное ему состояние общества, Циолковский писал, что обеспеченные материально «не нуждаются и остаются с недоразвитыми частями мозга. Им надо добровольно устроить эти лишения, чтобы их мозг получил драгоценные для человечества свойства», — ведь, по его мнению, хорошо устраиваются именно люди, обладающие богатыми умственными способностями.

Таким образом, Циолковский последовательно и методично рассматривал все возможные способы (и их сочетания) осуществить главный принцип общества будущего: дать возможность каждому найти себя, максимально реализовать свои способности и творческий потенциал с тем, чтобы принести пользу всему человечеству.

В понимании мыслителя все предложенные им преобразования были теснейшим образом связаны друг с другом и, являясь, на самом деле, лишь различными аспектами единого проекта, должны были осуществляться только параллельно. Тогда можно было бы надеяться не только на положительный результат, но и на определенный кумулятивный эффект: например, изменения в социальной сфере подстегнули бы развитие науки, что, в свою очередь, значительно улучшило бы жизнь общества, и т. д.: «Законы обеспечивают полный простор как индивидуальной (каждого человека), так и общественной жизни. Распространяются науки об идеальном общественном строе и способе перехода к нему. Постепенно изменяются законы в пользу социальной жизни. Производятся непрерывные и обширные опыты индивидуальной и общественной жизни. Народы Земли объединяются. Вводится единая власть над Землей. Вводится общий календарь, общие меры, азбука и язык. Вследствие развития индивидуальной (частной) и, в особенности, общественной жизни, гигантскими шагами двигаются ремесла, техника, искусство и наука».