ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ЦЕНТРА КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГАЛАКТИКА» В РУСЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
© И.В.Иванова, А.Ю.Кононова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2011 г.
В эпоху современности важной задачей образования является развитие космического мышления. Конец XX – начало XXI столетий характеризуется появлением в педагогической литературе новых терминов: «космическое образование», «космическая педагогика». Космическое образование понимается как расширение возможностей личности, раскрытие её внутреннего мира, нравственного начала. Космическая педагогика ставит задачей отбор и систематизацию космической информации, разработку специальных средств развития интересов и способностей личности, приёмов исследовательской адаптации ребёнка к воздействию космоса, способов активного освоения Вселенной.
Педагогические идеи Циолковского находят своё воплощение в деятельности Детско-юношеского центра космического образования «Галактика». Основные задачи его деятельности: пропаганда среди калужских школьников знаний о космосе, организация учебно-исследовательской и спортивно-технический работы с целью развития технического, интеллектуального и творческого потенциала детей. Педагоги опираются на разнообразие программ и методов, теоретических тенденций, которые представляют собой основу космического образования.
В калужском регионе центр традиционно является организатором мероприятий космической направленности: международных, всероссийских и городских конференций по космической тематике («Человек–Земля–Космос», «Старт в науку», «Юность. Наука. Космос»), фестивалей воздухоплавания («Разноцветное небо Калуги»), конкурсов-выставок («Конкурс глазами детей», «Взлёт»), соревнований летающих моделей на кубок К.Э. Циолковского, космических олимпиад (в том числе в рамках мероприятий, посвящённых 50-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина), фестивалей школьных научных обществ («Мы познаём космос»), городских праздников («Мы — дети Галактики»), всероссийских игр («Полёт продолжается»).
Школьники представляют свои учебно-исследовательские проекты. Готовясь к ним, дети знакомятся с трудами учёных, конструкторов. Они учатся ставить проблемы и решать их, проектировать свою деятельность. В ходе защиты проекта у школьников формируются умения проводить рефлексию достижений и неудач, основы построения планов на будущее. Всё это формирует ценностно-смысловую сферу личности детей и молодёжи, ценностные приоритеты, идеалы нравственности. Участие в мероприятиях спортивно-технической направленности даёт возможность обучающимся видеть свои результаты и стремиться к их дальнейшему совершенствованию.
Достижения воспитанников позволяют говорить о том, что космическое образование имеет все возможности для личностного роста, самопознания, самореализации и самопрогнозирования подрастающего поколения.