ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РУССКОГО КОСМИЗМА: Н.Ф. ФЁДОРОВ И К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ

ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РУССКОГО КОСМИЗМА: Н.Ф. ФЁДОРОВ И К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ

© К.Н.Воробьёва
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2011 г.

В конце девятнадцатого века значительно ускорился научный и промышленный прогресс, были заложены предпосылки для бурного развития цивилизации в двадцатом веке. Это позволило многим ученым и философам того времени заглянуть далеко в будущее. Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.

Одним из выдающихся космистов был мыслитель второй половины ХIX в. Н.Ф. Федоров, учение которого изложено в книге «Философия общего дела». Человек в его космическом проекте получил невиданно широкое поле для своей самореализации, стал гарантом сохранения и увековечивания жизни. При этом нравственный критерий человеческих деяний Федоров распространил не только на отношения человека к человеку, но и на всю область отношений человека к природе. «Философия общего дела» ориентирована и на победу человеческого духа на Земле, и на повсеместное, в русле превращение Хаоса в Космос. Основное зло для человека Федоров видел в смерти, порабощенности его слепой силой природы, поэтому выдвинул идею регуляции природных процессов средствами науки и техники, переустройства человеческого организма, освоения космоса. Ученый предвидел, что перед человечеством встанут проблемы, связанные с его ростом и развитием — с истощением ресурсов, с ухудшением экологии. Международное, глобальное участие всех людей, живущих на земле в решении самых серьезных проблем, которые стоят и могут встать перед человечеством — это и есть так называемое «общее дело».

Человек для русских космистов — существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но призванное изменить собственную природу. Принципиально новой чертой философии Федорова и всего русского космизма является идея активной эволюции (как впервые отметила С.Г. Семенова), т. е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда вектор общественного развития направляется разумным началом и нравственным чувством человека. Учитывая тот факт, что в русском космизме соединились в единое целое мысли о преобразовании как макрокосма (Земли, биосферы, космоса), так и микрокосма (человека как биологического отражения макрокосма), важнейшее место в философии ученого занимают рассуждения о преодолении болезней и смерти и, как логическое следствие, о достижении бессмертия.

Вера в человека, гуманизм — одна из ярчайших черт русского космизма. Федоров говорит об «имманентном (естественном) воскрешении» всех человеческих поколений как об одной из конечных и величайших задач человечества. В отличие от ортодоксальных христианских верований ВОСКРЕШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, по его мнению, произойдет не в потустороннем, а в посюстороннем мире и не духовно, а физически, в вещественном воскрешении души и тела, в их единстве. Федоров был детерминистом и не без оснований предполагал воскрешение всех умерших за счет выявления и собирания всех атомов и молекул, некогда входивших в состав умерших организмов. Эта концепция, по сути дела, отрицала грань между живым и неживым, между душой и телом. Конечно, идея такого собирания всех атомов довольно утопична по причине ее чрезвычайной сложности — чтобы записать информацию о движении всех атомов не хватит тех же самых атомов. Но, тем не менее, Федоров предвосхитил, например, возникновение такого движения в США как крионика.

Пересекаются с идеями Федорова мысли другого выдающегося космиста К.Э. Циолковского. В своих философских сочинениях он, как и Федоров, создал фантастическую утопию грядущего преобразования мира и человеческого общества. В основе его взглядов лежало представление об универсальности жизни, которое сочеталось со своеобразной версией атомизма. Циолковский полагал, что элементарные кирпичики материальной природы — атомы — в то же время являются элементарными живыми существами, из которых складываются более сложные живые существа — животные и человек. Вместо слишком натуралистичной идеи «воскрешения мертвых» Циолковский на основе своего атомизма предлагает своего рода теорию «переселения душ». Живые атомы, из которых состоит человек, после его смерти перемещаются во Вселенной и, рано или поздно, соединяются вновь, чтобы создать новое, еще более совершенное, чем раньше, живое и разумное существо. Поняв, что он является лишь временным собранием бессмертных атомов, человек, по Циолковскому, утратит страх смерти. Он поймет, что его главная задача — обеспечить грядущее более гармоничное соединение атомов. На это должна быть направлена и жизнь отдельного человека (отсюда Циолковский выводил законы «космической этики», построенной на основе «разумного эгоизма»), и деятельность всего человечества. Нетрудно понять, что идеи Циолковского представляют собой своеобразное естественно-научное преломление концепций соборности и всеединства, характерных для всей истории русской философии: «голос человека, его мысли, открытия, понятия, истины и заблуждения есть только голос Вселенной».

И Н.Ф. Федоров, и К.Э. Циолковский выступали против разделения познания мира на отдельные научные направления и говорили о необходимости целостного, единого восприятия мира, а проводником к целостному видению мира как единства человека и космоса может стать космизм.