ФОРМАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ КОСМОНАВТА» В ЦЕЛЯХ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЕГО ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЯХ
© И.Г.Сохин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2011 г.
Один из постулатов теории менеджмента гласит: «Управлять можно тем, что можно измерить». Для управления процессами подготовки космонавтов необходимо уметь измерять состояния их подготовленности.
Показано, что в отличие от традиционного подхода, основанного на оценивании только внешних характеристик деятельности космонавтов, перспективный компетентностный подход позволяет обеспечить прозрачность и управляемость процессов подготовки космонавтов. Математическая формализация понятия компетентности позволит получать количественные оценки состояний подготовленности космонавтов, чувствительные как к результатам деятельности в нештатных ситуациях космического полета, так и к моделируемым на тренажерах условиям их деятельности.
Под компетентностью в данном исследовании понимается интегральное состояние подготовленности космонавта, упорядоченное в результате обучения и тренировок и характеризующее его проявленную способность выполнять деятельность с требуемым качеством в конкретных условиях. В такой интерпретации понятие «профессиональная компетентность» оказывается связанным с условиями и результатами деятельности. Структуру компетентности составляют отдельные операторские компетенции космонавтов, общие для различных видов деятельности в нештатных ситуациях, которыми в данном случае являются освоенные способы выполнения основных операторских функций:
1) обнаружение нештатных ситуаций;
2) их распознавание;
3) планирование действий по выходу из нештатной ситуации;
4) выполнение действий по выходу из нештатной ситуации.
Отдельные компетенции и компетентность космонавта в целом характеризуют меру соответствия имеющихся способностей человека реальному уровню сложности выполняемых задач. Количественной мерой сложности деятельности космонавтов может служить неопределенность нештатных ситуаций (их информационная тара). Иначе говоря, уровень компетентности космонавта определяется уровнем сложности задач, которые космонавт способен выполнить успешно. Поэтому для того, чтобы оценить реальное состояние компетентности космонавта, необходимо, во-первых, смоделировать задание (в частности, нештатную ситуацию) определенного уровня сложности и, во-вторых, оценить результат деятельности космонавта на соответствие системным требованиям. При успешном результате компетентность космонавта, по крайней мере, не ниже тестируемого уровня. Таким образом, состояние компетентности космонавта характеризуется количеством ценной информации, которой он владеет в данный момент, т.е. количеством и качеством освоенных способов деятельности. Количественно состояние компетентности космонавта может оцениваться величиной неопределенности нештатных ситуаций, завершившихся благоприятным исходом. Такова в общих чертах концептуальная схема формализации понятия компетентности.