ИДЕИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОСМИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ

ИДЕИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В КОСМИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ

© И.В.Иванова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2011 г.

Особую значимость сегодня получает высказывание К.Э. Циолковского о том, что познание космоса, Земли и человека через космос неизмеримо обогатит учебный процесс и ускорит развитие школьников. Эта идея может по праву стать идейным направлением образовательной деятельности в условиях модернизации современного образования по линии духовно-нравственного развития детей и молодёжи.

В «космической философии» К.Э. Циолковского, составными частями которой являются «космическая этика» и «космическая педагогика», раскрывается ценность Человека, его цели и перспективы на Земле и на пути в Космос к достижению счастливого будущего. По убеждению учёного, смысл жизни и ценность человека, его воспитания, состоит в том, чтобы сделать как можно больше полезного для людей и стремиться к собственному духовному совершенству. Под словом «душа» Константин Эдуардович подразумевал совокупность свойств человека, его умственных и нравственных качеств, составляющих духовность личности. Ученый указывал на необходимость гармоничного развития всех свойств человека. К высшим нравственным ценностям он относил такие качества, как совесть, сострадание, великодушие, и отмечал, что все эти качества должны регулироваться рассудком, в этом заключается великая роль воспитания.

Обучение, построенное на принципах антропоцентризма, каждому ребёнку дает возможность сделать выбор траектории образовательного маршрута и нести ответственность за него. Духовно-нравственные ценности являются условием формирования нравственной устойчивости личности к влиянию отрицательных факторов социальной среды. Нравственная устойчивость как готовность и способность личности к грамотному оцениванию и рефлексии ситуаций, изменений, происходящих в обществе и личностном плане, является одной из категорий, которая представляет собой механизм формирования ценностных ориентиров. Именно этот механизм позволяет ребёнку в ситуации сложного выбора осознанно, ориентируясь на духовно-нравственный багаж своих мировоззренческих основ, отстаивать свою позицию.

Идеи учёных-космистов ХIХ-ХХ вв. сегодня особенно актуальны и могут быть использованы в образовательной практике в контексте реализации задач «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования». Согласно этой концепции, одним из приоритетных направлений образования должно стать формирование мировоззренческих установок подрастающего поколения. По мнению известного педагога К.Н. Вентцеля, высшей задачей космического воспитания является развитие в ребёнке космического самосознания, то есть осознания ребенком самого себя в качестве нераздельной части космоса.