ИДЕИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

ИДЕИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО И ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

© И.Г.Ребещенкова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2011 г.

Тема эволюции человеческого познания, его природных оснований и истоков — одна из тем, отчетливо прозвучавшая в философии и науке XX века и обсуждаемая в первой декаде текущего столетия. Об этом свидетельствуют как междисциплинарные школы, возникшие за рубежом, например, школа австрийского исследователя, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903–1989) — одного из основоположников эволюционной теории познания (наряду с К. Поппером), так и существование научных учреждений международного уровня, сотрудники которых занимаются этой темой — Института исследования эволюции и познания им. К. Лоренца (Альтенберг, Австрия) и сектора эволюционной эпистемологии Института философии Российской академии наук. В связи со сказанным можно напомнить о том, что точкой отсчета в истории становления современного эволюционного подхода к познанию можно считать известную книгу К. Лоренца «Позади зеркала», опубликованную в 1973 году и содержавшую в себе основные положения этого подхода.

Примечательным является то, что Константин Эдуардович Циолковский задолго, по крайней мере, за четыре десятилетия до появления на Западе указанной книги К. Лоренца, высказывал много идей относительно познания, возникновения в процессе эволюции способностей к познавательной деятельности, аналогичных идеям современной эволюционной теории познания.

Для доказательства этого утверждения обратимся к свидетельствам А.Л. Чижевского, зафиксированным в литературной записи его беседы с Циолковским, состоявшейся в 1932 году.

Как свидетельствовал Чижевский, Циолковский ставил в этой беседе много вопросов, явно показывающих не только его интерес к эволюционно-эпистемологической проблематике, но и его попытки ответить на эти вопросы. Например, критически относясь к механическим и упрощенным объяснениям психики посредством «сеченовских рефлексов» и «павловских слюней», он вопрошал: «Нет ли в мозговой материи элементов мысли и сознания, выработанных на протяжении миллионов лет и свободных от рефлекторных аппаратов, даже самых сложных?».

Циолковский с полемическим задором говорил о томё что «нельзя отрицать основного свойства материи — «желания жить» и, наконец, после миллиарда лет — познавать. И вот перед вами Циолковский, который как часть материи хочет познать: зачем это нужно ей, материи, в ее космическом смысле?».

В диалоге двух ученых проблема эволюции материи, космоса, доходящей до возникновения человека, наделенного органом познания — сформированном в ходе этой эволюции мозгом, поднималась многократно, более она была, как представляется, его смысловой осью. Обратимся еще раз к рассуждениям Циолковского. Каково отношение количества мыслящей материи к немыслящей? — вопрошал ученый. И сам отвечал: «…при попытке найти отношение, мы получаем совершенно незаметную величину, даже с учетом тех геологических периодов, когда жил человек. В мире неизмеримо больше камня, чем мысли, больше огня, чем мозговой материи». Но после этого были поставлены очередные вопросы: нужны ли природе мозговая материя и мысль человека? А может быть, она — мысль, сознание — не нужна природе? Ответ был дан однозначный и оптимистический: раз она, т. е. мысль, существует, то она нужна природе. Однако, в этом пункте как раз и заключена существенная, философская проблема — проблема необходимости возникновения в ходе космической эволюции мыслящего, познающего существа, а также его предназначения. Уже ее постановка, по выражению Циолковского, — приближение «к сути всего сущего». Эта проблема как раз и является одной из центральных проблем современной эволюционной теории познания.

Циолковский в своих философских рассуждениях, можно сказать, сформулировал положения, весьма сходные с положениями этой теории. С его точки зрения, существование в природе мозгового аппарата, познающего самого себя, в известной мере, есть факт величайшего значения, факт исключительный по своему философскому, познавательному значению. В природе существует, утверждал ученый, мозговой аппарат человека, а для этого понадобились миллиарды лет, значит, он природе необходим. Под этими рассуждениями Циолковского, как представляется, могли бы подписаться основоположники эволюционной теории познания и их современные последователи.