ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОЛЁТОВ НА АВИАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
© Ю.В.Смирнова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2011 г.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) в 2005 году приняла новую концепцию безопасности полётов. Концепция основана на принципах менеджмента безопасности и в значительной степени ориентирована на использование подходов, изложенных в международных стандартах ИСО серии 9000, относящихся к системам менеджмента качества (QMS). Таким образом, концепция предполагает, прежде всего, управленческий подход к безопасности.
ИКАО с 2006 года настоятельно рекомендовала применять модель системы управления безопасностью полётов (СУБП), базирующуюся на следующих аспектах:
– поиск, выявление и учёт опасных факторов в компонентах авиационной системы с использованием разных способов (добровольные сообщения, инспектирование, аудит, записи средств объективного контроля на воздушном судне и т.д.);
– экспертная оценка опасных факторов на предмет определения интенсивности их негативного влияния на функционирование авиационной системы;
– разработка рекомендаций по устранению опасных факторов и практическая их реализация.
Подобная СУБП позволяет:
– выявлять фактические и потенциальные угрозы безопасности;
– гарантировать принятие корректирующих мер, необходимых для уменьшения факторов риска (опасности);
– обеспечить непрерывный мониторинг и регулярную оценку достигнутого уровня безопасности полётов.
СУБП ориентирована, прежде всего, на выявление опасных факторов в авиационной системе, которые ещё не проявились, но могут стать причиной инцидентов, аварий, катастроф, но никак не на ожидание негативного события.
Объект профилактической работы — определение опасных факторов и компонентов авиационной системы, а предмет — их оперативное выявление и устранение.