ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК АЭРОУПРУГОЙ УСТОЙЧИВОСТИ УЧЕБНО-БОЕВОГО САМОЛЁТА С УЧЁТОМ ОТРЫВА ПОТОКА И ОТКЛОНЕНИЯ ЭЛЕРОНОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК АЭРОУПРУГОЙ УСТОЙЧИВОСТИ УЧЕБНО-БОЕВОГО САМОЛЁТА С УЧЁТОМ ОТРЫВА ПОТОКА И ОТКЛОНЕНИЯ ЭЛЕРОНОВ

© В.А.Андросенков, И.Н.Ефремов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2011 г.

Для современных и перспективных боевых самолетов характерно маневрирование на больших углах атаки. Исследование аэроупругих характеристик на этих режимах приводит к необходимости использования нелинейных математических моделей аэроупругости (ММАУ). Выход самолета на большие углы атаки сопровождается срывными явлениями и различными нелинейными эффектами в аэродинамических характеристиках, что существенно затрудняет пилотирование и ограничивает возможность проведения летных испытаний на данных режимах в процессе разработки авиационной техники.

В настоящей работе для решения задач аэроупругости были построены модели отрывного и безотрывного обтекания маневренного самолета с отклоненной механизацией потоком идеальной несжимаемой жидкости, созданные на базе синтеза метода дискретных вихрей в рамочной идеологии и метода собственных форм.

Описано, каким образом были сформированы упругие и аэродинамические модели самолета с отклоненной механизацией. Отклонение механизации рассматривалось на примере изменения угла установки элеронов, которые работают в режиме закрылков. Показан синтез соответствующих нелинейных по аэродинамике моделей с соответствующими линейными моделями упругости. Проведена проверка достоверности построенной модели аэроупругости путем сравнения результатов решения тестовых задач с результатами, полученными на хорошо апробированных линейных моделях при одинаковых начальных условиях, а также с результатами, полученными экспериментально.