ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗВРАЩАЕМОГО АППАРАТА С ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКОЙ

© В.Ю.Юрьев, В.Г.Власенко, Д.В.Морозов, И.А.Соболев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Проблемы ракетной и космической техники"
2011 г.

Рассматривается возвращаемый аппарат (ВА) пилотируемого корабля для полётов на низкие околоземные орбиты, главным отличием которого от существующих в настоящее время является наличие воздушно-реактивной двигательной установки (ВРДУ) и посадочного устройства (шасси). В составе ВРДУ используются турбореактивные двигатели (ТРД). В качестве прототипа ТРД рассматривается двигатель РД-41 самолёта вертикального взлёта и посадки ЯК-141. В настоящее время точность посадки ВА составляет до 10 км. Основная идея использования ТРД в составе ВА состоит в желании снижения промаха практически до нуля, т.е. обеспечения посадки на подготовленную площадку. Другими возможными техническими решениями могут быть, например, использование ракетных двигателей (жидкостных, твердотопливных), использование несущего винта. Для снижения величины промаха возможно также использование параплана.

Рассматривается схема средств обеспечения посадки, в которую входят 2 ТРД, парашют и шасси. ТРД должны обеспечить необходимый боковой маневр на заключительном этапе посадки и мягкую посадку. Шасси должно обеспечить гашение посадочной скорости и устойчивость при посадке. Парашют вводится как подсистема, резервирующая ТРД. Возможно как «холодное», так и «горячее» резервирование, которое рассматривается как основной вариант.

При реализации нулевого промаха ВА данной схемы можно будет отнести к третьему поколению ВА, к которому относятся крылатые схемы ВА с посадкой на аэродром.

Проведено исследование объёмно-поверхностных, аэродинамических и массовых характеристик ВА сегментально-конической формы; предварительная оценка основных проектных параметров средств посадки. Сформирован технический облик и определены основные характеристики ВА с ВРДУ.