КАЛУЖАНЕ И К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ К ГЕНИЮ
© М.В.Аршанский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2011 г.
«Традиция» считать гениев «немного сумасшедшими» пошла от итальянского врача-психиатра Чезаре Ломброзо, который поставил диагнозы великим мира сего в книге «Гениальность и помешательство», ставшей бестселлером на многие годы. В ней он проводит параллель между гениальностью и сумасшествием, вынося приговор Микеланджело, Гете, Гейне, Байрону, Челлини, Наполеону, Ньютону и десяткам других известных личностей.
Однако, принимая во внимание его заключения, мы забываем, что психиатрия — одна из самых молодых наук, которая фактически родилась 25 октября 1792 г. под гром пушек Великой французской революции. А клиническая психиатрия, то есть описание болезни, стала развиваться еще позже. Остается только поражаться столь длительной популярности взглядов Ломброзо, книга которого вышла в 1863 г. К этому времени и научного материала было маловато, да и сам автор, которому на момент выхода книги было всего 28 лет, вряд ли обладал достаточным опытом. Поэтому можно говорить о том, что его наблюдения носили больше литературный характер, нежели могли претендовать на полновесные медицинские наблюдения, которые могли бы стать основой для вынесения вердикта.
Представляется, что книга, популярная в конце XIX – начале XX в., могла влиять на отношение окружающих к тем людям, которые отличались своими взглядами, поведением, высказываниями.
Не стал исключением и К.Э. Циолковский. Каждый видел в нем ту часть личности, которую хотел видеть.
Одни калужане, такие, как податной инспектор Василий Иванович Ассонов, оценщик местного Дворянского банка А.Н. Гончаров и другие поддерживали изыскания ученого, верили в его идеи. Правда, не всегда они могли сразу оценить их значимость.
Но, к сожалению, основная масса калужских обывателей считала его, в лучшем случае, чудаком. Многие калужане считали его малообразованным человеком, который в своем невежестве «учил профессоров» и мечтал о полетах в космос, что позволяло им называть своего земляка «носителем завиральных идей».
«В ту пору внешность Циолковского производила на окружающих большое впечатление. Очки в металлической оправе, крылатка с капюшоном, высокий котелок, из-под которого черные волосы спускались до плеч, мятые брюки, выпущенные поверх густо смазанных ваксой сапог. <...> Константин Эдуардович обычно ходил с опущенной головой, медленно постукивая зонтом, углубленный в свои мысли, отрешенный от всего», — пишет С. Блинков в своей статье «Циолковский: творец и личность».
Да и наблюдая со стороны за этим человеком, можно было заметить немало странностей: рассеянность, постоянная погруженность в свои мысли, неразговорчивость — все это делало его непохожим на среднестатистического человека.
Эти, далеко не все перечисленные наблюдения современников, уже могут свидетельствовать о том, что нельзя считать гения психически неполноценным. Эти признаки могут говорить лишь об особом психастеническом складе личности, делающем человека неприспособленным к решению бытовых проблем, чудаковатым внешне, однако целеустремленным в работе, сомневающимся, однако способным выдвигать подчас нереальные, казалось бы, идеи.
Многие известные люди по своему характеру были таковыми.
Однако именно эти сомнения позволяли им еще и еще раз проверять правильность своих суждений и создавать теории, которые живут в веках. Скажем, благодаря тревожным сомнениям относительно того, верна ли его теория происхождения видов, Дарвин в своих трудах ответил на все вопросы, которые появлялись у его критиков в течение десятилетий.
Победа это? Несомненно.
Точно также победой мы считаем и открытия К.Э. Циолковского.
Вызывает интерес отношение современных калужан к личности К.Э. Циолковского. Этой проблеме будут посвящены исследования, которые планирует провести Институт социальных отношений Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. С их первыми результатами мы надеемся познакомить участников очередных чтений имени великого ученого.