К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ И А.Л. ЧИЖЕВСКИЙ О СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ НАУКИ
© М.Л.Захаров
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2011 г.
В настоящее время наблюдается неуклонный рост интереса к проблемам взаимодействия науки и общества, которые давно были поставлены русским космизмом.
Вопрос о факторах развития науки К.Э. Циолковский решал с интерналистских позиций, связывая научный прогресс с «гениями». А.Л. Чижевский признает ведущую роль за внешними факторами с одной оговоркой. Запросы экономики и политики создают режимы благоприятствования тем или иным научным исследованиям, но в любом деле все зависит от человека. Тяга к знаниям у истинных ученых непреодолима и не зависит напрямую ни от материального поощрения, ни от неприятия его идей. Внутренние факторы развития науки являются необходимым дополнением внешних факторов и важным условием объективного процесса познания.
Оценки роли и назначения ученого Циолковским и Чижевским имеют сходства и отличия. А.Л. Чижевский больше интересовался достойной социальной позицией, тогда как К.Э. Циолковский — способностями и социальной ролью исследователя. В оценке социальной позиции ученого мыслители солидарны, отмечают такие качества как преданность науке, готовность отстаивать свои убеждения. Солидарны они и в оценке социальной роли ученых. Оба считают ученых «прометеями человечества», несущими ему свет знания, открывающими новые миры, в конечном итоге поднимая его на еще одну ступень выше в культуре и цивилизации. Однако К.Э. Циолковский на первое место ставит практиков, изобретателей, покорителей сил природы и лишь после них — теоретиков. А по А.Л. Чижевскому именно открытия в теоретической области двигают науку.
Если К.Э. Циолковский считал главным качеством ученого фантазию, даже при возможной однобокости мышления, узости общего кругозора, то А.Л. Чижевский наряду с независимостью суждений отмечает как необходимые качества строгость мышления и широкую общую эрудицию. Особенности таких представлений во многом определялись жизненными обстоятельствами, чертами характера и интеллектуальным складом самих философов.
К вопросу отношения государства, общества к ученым, «гениям» К.Э. Циолковский подходил с точки зрения мыслителя-одиночки. Причину невнимания к ним основоположник космонавтики считал «неразумение» «заурядных» людей и «слабости» отдельных лиц, обличенных властью. А.Л. Чижевский фиксировал процесс обюрокрачивания науки в терминах «начетчик», «ученая мелочь». Согласно его оценке государственная политика гитлеровской Германии, Америки превращает ученых в солдат, винтики государственной машины.
Представления о задачах науки у мыслителей во многом схожи. Общими чертами их взглядов является ноосферная стратегия, они видят в науке силу, способную решить задачи гармонизации природы и общества. А, значит, роль науки будет расти. К.Э. Циолковский считает целью прогресса освоение космоса и, как следствие, достижение «космического блаженства», что можно определить как главную задачу науки. У А.Л. Чижевского нет проектов инженерного преобразования природы. На первое по актуальности место он ставит задачи, связанные с насущными потребностями человека. Научный прогресс потребует от общества дисциплины всех сторон жизни и, как следствие, смены сциентистской, техногенной парадигмы на стратегию гармоничного взаимодействия между обществом и природой.