К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О БУДУЩЕМ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
© В.В.Казютинский
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Симпозиум
2011 г.
1. Вся космическая философия, по сути, представляет собой некий грандиозный проект глобального человеческого будущего. Многие помнят две-три ключевые фразы К.Э. Циолковского, например, о неизбежности космического будущего человечества. К этим фразам обычно сводят и всю космическую философию или даже растворяют ее в научно-технических идеях основоположника космонавтики (типа использования ресурсов космоса, создания космических поселений). Но в чем состоят основания космической философии как глобального проекта человеческого будущего? Каков ее глубинный смысл, что в ней сохраняет свое значение после начала космической эры, что нуждается в коррекции, а может быть, даже устарело? Осмысление этих проблем часто подменяется риторикой или мифологией.
2. Космическая философия является ни чем иным, как новым вариантом религиозной «доктрины спасения», которую сам ее автор считал «более оптимистической», чем все остальные. Эта мировоззренческая концепция основывается на принципах единства человека и Вселенной, а также проективного отношения к миру, предполагающего глобальные преобразования Земли, космоса и самого человека с помощью разума. «Разум — величайшая сила в космосе» — не уставал повторять К.Э. Циолковский.
3. На основе идеалов и норм техногенной цивилизации К.Э. Циолковский разработал грандиозные проекты преобразования Земли. Часто их рассматривают как предвосхищение модной ныне концепции устойчивого развития. На самом деле речь идет о все возрастающем усилении техногенной деятельности с целью «эксплуатации» природы.
Вот несколько фрагментов плана решения К.Э. Циолковским проблем, которые мы сейчас называем глобальными. «Наступает огромная эксплуатация недр Земли и необыкновенное развитие металлургии и других технических наук. Трудовые общечеловеческие армии (но добровольные) уничтожают первобытные леса жарких стран. Все негодные растения и все вредные животные устраняются. На землях засаживаются только полезные для человека растения. Осуществится победа человека над природой: «пустыни заселятся и будут давать необычайные урожаи, преобразуются океаны и будут эксплуатироваться как суша, изменится на пользу человека состав атмосферы…». В океанах «погибнут все низшие существа, а за ними и все хищники». Атмосфера в результате техногенной деятельности станет более разреженной, температура высоких и низких мест на земной поверхности сравняется и будет зависеть только от широты места и свойств почвы. «Жизнь человека и растений сделается возможной только в герметически закрытом пространстве, с искусственно регулируемой температурой и с определенным составом газообразной среды» . Тем самым, будет эксплуатироваться, по К.Э. Циолковскому, «почти вся поверхность Земли». В искусственной среде обитания «мы избавляемся от бурь, волнений, наводнений, всяких осадков, туманов и других прелестей погоды… К этому еще присоединяется ненужность обуви и одежды».
Таким образом, К.Э. Циолковский решал глобальные проблемы путем тотальной переделки всей земной природы научно-техническими средствами, замены ее искусственной средой обитания. Цель — не увеличение сверхприбыли, а стимулирование роста населения Земли на много порядков для увеличения числа гениев, открывающих человечеству новые перспективы. Эта социальная утопия обещает избавление от страданий: «Необходимо уничтожить страдание в океанах (иначе не будет полного счастья). Этого проще всего достигнуть, заслонив их от солнечного света. Тогда погибнут низшие существа, а за ними и все хищники». Нельзя избежать впечатления о предельной антиэкологичности подобных планов. Некоторые авторы (Н.К. Гаврюшин и др.) характеризуют их как «технократическую утопию». Современная глобалистика развивается другими путями.
4. Выход человека в космос К.Э. Циолковский считал неизбежным для человечества шагом. Цели космической деятельности он формулировал в разных аспектах. Космос необходимо осваивать и преобразовывать:
а) в интересах атомов-духов, ощущение которых комфортно в более высоко организованных структурах, это — наш этический долг;
б) в интересах человека, дальнейшего научно-технического и социального прогресса — новых способов изучения космоса, «сбрасывание» в космос быстро растущего населения, общения с «братьями по разуму»; наше человечество будет включено в сообщество разумных сил космоса.
Исходя из этих целей, К.Э. Циолковский разработал свой знаменитый план освоения космического пространства из 16 пунктов.
К этому проекту К.Э. Циолковский возвращался постоянно. Он настойчиво высказывал свое убеждение, что человечество со временем заселит околосолнечное пространство. Но это произойдет не сразу, а путем труда и многих жертв. Для создания космических колоний будет сначала использовано вещество астероидов, но когда-то очередь дойдет и до Земли. Известная, многократно цитируемая фраза К.Э. Циолковского: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели…» имеет, помимо общепринятого еще один смысл, притом достаточно нетривиальный: она тоже будет использована при добывании материала для космических поселений. Впрочем, со свойственной ему парадоксальностью он говорил, что заботы о Земле необходимы, так как в нее попадают атомы-духи умерших. В одной из поздних своих работ К.Э. Циолковский обсуждал уже другой вариант создания космических колоний — из стекла, стали, никеля.
Посвятив множество размышлений проблеме создания искусственной среды обитания человека, К.Э. Циолковский довольно неожиданно меняет свой подход к проблеме. Он предлагает изменение биологической природы самого человека, выведение путем естественного и искусственного отбора существа, способного жить непосредственно в космическом пространстве — вне космических колоний и без скафандров. «Колыбель таких существ, конечно, планета, подобная Земле, то есть с атмосферой и океанами из каких-либо газов и жидкостей. Но такое сформированное существо уже может обитать и в пустоте, в эфире, даже без тяжестей, лишь бы была лучистая энергия». По мнению К.Э. Циолковского, подобные существа «окружают все солнца», даже не имеющие планет и пользуются этой энергией, чтобы жить и мыслить». Он считал свою идею вполне совместимой с наукой.
Освоение космоса как глобальная проблема распадается, таким образом, на три длительных этапа:
– первый — освоение околоземного космического пространства (включая посещение человеком Луны) — сейчас успешно осуществляется;
– второй и третий — освоение Солнечной системы, а затем и дальнего космоса — ограничены пока решением научно-исследовательских проблем с помощью автоматических аппаратов, станций и зондов. Обсуждаются проекты посещения Марса в XXI столетии, но у этой идеи есть как сторонники, так и противники.
Осваивать ли в соответствии с планом К.Э. Циолковского только ближний космос или также более далекие его области — стало сейчас основной дилеммой в футурологии космонавтики. Несколько десятилетий назад были предложены проекты устройства в солнечной системе космических колоний на 10–100 тысяч человек; наиболее известный из них — проект О’Нейла. В самое последнее время разработан проект запуска космических станций вдоль орбиты Земли как промежуточного этапа на пути к космической экспансии человечества. Но поможет ли все это решить глобальные проблемы нашей цивилизации в масштабах Земли, в чем был уверен К.Э. Циолковский? Можем ли мы безнаказанно продолжать «эксплуатацию» быстро тающих земных ресурсов, а потом переселиться в космос, со временем разобрав Землю «до центра»? Надеяться на это не стоит ни в коем случае.
Во-первых, ориентация на «покорение» и «эксплуатацию» природы (земной или космической) научно-техническими средствами, которые не сдерживаются экологическими ограничениями, на тотальную смену естественной среды обитания человека искусственной, утратила былую привлекательность в глазах большинства футурологов. Она сохраняет сейчас лишь небольшое число сторонников, по мнению которых все большее отклонение от состояния равновесия с окружающей средой характеризует не только прошлое человеческой цивилизации, но и ее будущее. Стратегия «покорения» природы (в том числе и космическая) должна быть заменена коэволюционной стратегией. Для современной неклассической футурологии и прогностики (Л.В. Лесков и др.) освоение космоса выступает не как жесткая неумолимая неизбежность, а лишь как один из вариантов разрешения глобальных проблем человечества. Причем вариант и не самый дешевый, и не самый вероятный (вероятность космизации хозяйства Земли оценивается в 0,05–0,10). Освоение космоса все же — один из виртуальных сценариев человеческого будущего.
Во-вторых, при сложившейся ситуации человечество не успеет создать необходимое число «эфирных островов» (т.е. космических колоний), прежде чем глобальный кризис захлестнет нас окончательно. Это сделало бы осуществление второго и третьего этапов плана К.Э. Циолковского просто излишним.
В-третьих, известные проекты космических колоний, осуществимые с технологической точки зрения, рождают большое количество экологических, социальных, антропологических проблем. Наладить замкнутые производственные циклы в их рамках не удается, а социально-политическое устройство этих поселений совершенно неясно.
В-четвертых, сейчас наиболее слышны голоса футурологов, считающих, что космос не создан для комфортной жизни человека (В.В. Лебедев и др.).
В-пятых, проекты столь существенного изменения биологической природы человека, чтобы он смог без всяких ограничений жить в космическом пространстве, не только не основываются на современной науке, но и выглядят совершенно фантастически.
Таким образом, космическая экспансия человечества выглядит пока проблематично. Хотим мы того или нет, идея космического будущего человечества прочно вписалась в культуру. Она будет оказывать влияние на человеческую организацию, во всяком случае, через феномен космонавтики. Задача в том, чтобы наметить способы и пределы ее космического осуществления, совместимые с идеалами и ценностями постиндустриальной эпохи.