КОНЦЕПЦИЯ НООСФЕРЫ В.И. ВЕРНАДСКОГО И СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ

КОНЦЕПЦИЯ НООСФЕРЫ В.И. ВЕРНАДСКОГО И СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ

© Т.Г.Грушевицкая
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2011 г.

Концепция ноосферы В.И. Вернадского, появившаяся еще в 20–40-е годы XX века, является одной из наиболее обсуждаемых в наши дни, и это не случайно. Ведь она предлагает стратегию выживания современной цивилизации, основанную на идее коэволюции природы и общества, что особенно актуально в условиях глобального кризиса человеческой культуры, отчетливо фиксирующегося уже с 1970-х годов.

Специальные исследования глобальных проблем, проведенные западными учеными, показывают, что их решение может быть осуществлено только трансформацией самого человека и его культуры. Только это позволит воссоздать гармонию человека и непрерывно изменяющегося мира.

Об этом же почти на полвека раньше говорил и В.И. Вернадский, отмечая кардинальные изменения, происходящие как в природе, так и в культуре. Для него уже в 1930-е годы стало очевидным, что биосфера под влиянием разумной человеческой деятельности переходит в качественно новое состояние. Это новое состояние биосферы, преобразованной человеческой мыслью и трудом, Вернадский назвал ноосферой. Развивая свои представления и идеи, Вернадский выделил необходимые предпосылки для создания ноосферы — всего шесть. Из них некоторые уже существуют, но часть проблем еще только предстоит решить.

Из выделенных Вернадским предпосылок ноосферы хотелось бы специально остановиться на преобразовании средств связи и обмена информацией. Именно в этой области человечество добилось наиболее впечатляющих успехов, и уже хорошо видны последствия этих изменений для культуры и общества. Произошло это благодаря появлению радио, телевидения, но прежде всего — компьютера и сети Интернет, соединяющих в себе все виды информационных потоков. Появившиеся совсем недавно, они уже прочно вошли в нашу жизнь и кардинально изменили ее.

Все более важным становится то единое пространство, которое сформировано «мировой паутиной» — сетью Интернет. Именно так появилась новая виртуальная реальность, во многом дублирующая и обслуживающая реальный мир. Интернет сегодня — это огромное хранилище информации, место работы и досуга и, конечно, пространство общения и коммуникации множества людей. Это и дает основания говорить о появлении нового, «сетевого общества», как его уже назвали на Западе (Кастельс М. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург, 2004).

В этом «сетевом обществе» ведущую роль играет доступ к информации широких масс, возможность ее интерпретации, а также коммуникация, формирующая принципиально новые социальные группы, пространственно (географически) не ограниченные, абсолютно добровольные, с преобладающими горизонтальными связями и все возрастающим влиянием на социальные процессы. Таким образом, происходит воздействие информационных технологий на социальную организацию. Также идет непосредственное воздействие этих технологий на сознание человека, что происходит за счет значительного расширения его когнитивных и коммуникативных возможностей. При этом меняются системы ценностей, что отражается в теориях постмодерна, реальность которого включила в себя черты экранного, информационного и постиндустриального обществ.

Современные средства коммуникации сопрягаются с такими понятиями постмодернизма и постструктурализма, как ризома, цитатность, децентрированность, безграничность, деперсонализация, интертекстуальность. Плюрализм новых технологий позволяет рассматривать их как важную часть современной постиндустриальной культуры. Будучи «экранной культурой», основанной на компьютерно-космических технологиях обработки и передачи информации, она интернациональна по своей природе и легко пересекает национально-государственные границы. Компактность новых систем хранения информации и возможность ее надежного и быстрого переноса на любые расстояния становятся практической основой для децентрализации культурного пространства, а также для процессов глобализации. И, наконец, современные информационно-коммуникационные технологии становятся все более эффективным средством реализации как индивидуального творческого потенциала, так и продуктивного коллективного сотрудничества в целях решения общих проблем. С приходом Интернета подрываются основы монологического начала в культуре, что означает закат культур «закрытых», несущих в себе потенциал всевозможных конфликтов на межэтнической, конфессиональной, национальной или партийной почве, и рождение культуры глобального диалога.

Таков сегодня один из аспектов формирующейся ноосферы.