КОСМИЗМ И АНТИКОСМИЗМ КАК ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ТЕОРИЕЙ И ПРАКТИКОЙ, ВЫСОКОЙ ИДЕЕЙ И ОБЫДЕННЫМ СОЗНАНИЕМ
© В.И.Алексеева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Космонавтика и общество: философия К.Э. Циолковского"
2011 г.
Согласимся, что космизм как направление мысли, совокупность идей и нравственных принципов несет в себе такой потенциал, который мог бы способствовать расширению сознания человека, освоению новых мыслительных парадигм, перестройке общественных отношений. Между тем, космистские идеи в философии, космистское мироощущение и мировидение в искусстве остается уделом малочисленного меньшинства, отдельных людей, одни из которых являются их носителями с рождения, так сказать, приходят в этот мир сложившимися космистами, другие усваивают их в результате знакомства с соответствующими текстами, художественной литературой, живописью и пр. Космизм в той или иной степени свойственен представителям различных религий, духовных практик, адептам учений гуманистического свойства (веданта, современные практики йог, религия бахаи, рериховское движение, духовно-экологическая ассамблея мира), однако не становится массовым учением.
Можно с сожалением отметить, что практически все образцы высокой нравственности, все великие гуманистические идеи прошлого и настоящего не осваиваются теми, для кого они предназначены, во всей полноте. Что бы мы ни взяли — золотое правило нравственности (И. Кант), благоговение перед жизнью (А. Швейцер), идею идеациональной культуры (П. Сорокин), снятие частного патриотизма патриотизмом вселенским, космическим (К. Циолковский, Д. Андреев) — многое из этих учений остается за рамками внимания масс людей.
Противоречия между теоретическими постулатами высокой мысли и обыденным сознанием, практикой поведения огромных масс людей колоссальны. Основное из них видится в дихотомии «монизм – дуализм», существующей на мировоззренческом уровне. Мировоззрение носителей космистской мысли монистично, оно оценивает все позитивные и негативные культурные, социальные, психологические процессы в качестве частных по отношению к общему пространству, в котором они разворачиваются (земной шар, мировое сообщество, космическая арена действий), и стремится преодолевать частный негатив в рамках общего.
Устойчивая парадигма массового мышления противоположна по своей сути. Она строится по принципу «свое – чужое». В сфере интересов человека оказываются: личное благо, семья, клан, корпорация, нация, страна, государство и пр. Все это представляет собой меньшую часть целого. Остальная его часть — «чужие» люди, другие семьи, корпорации- соперники, «враждебные» государства не только не входят в сферу интересов, заботы или сотрудничества, но представляются либо не существующими, либо врагами. Глубокий раскол сознания заставляет массы людей относиться к одним и тем же феноменам жизни противоположным образом, порождает два равновеликих полюса ценностей. Причинами подобной дуалистичности являются отсутствие критической самооценки и любого сомнения по поводу уровня собственного развития; убежденность в собственных ограниченных силах, которых хватит лишь на заботу о себе и своих, то есть грубый материализм; историческая традиция разделения мира на «своих» и «чужих». Космизм и его антипод коренятся, прежде всего, в сознании людей, они исторически существуют, бытуют и проявляют себя постоянно и повсеместно. Это не выдуманные философами категории, но свойства сознания людей, которые, отчуждаясь, порождают самые разнообразные явления из области социальной жизни.