КОСМОНАВТИКА И СТРАТЕГИЯ ВЫХОДА ЭКОНОМИКИ ИЗ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

КОСМОНАВТИКА И СТРАТЕГИЯ ВЫХОДА ЭКОНОМИКИ ИЗ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

© В.А.Иванов, Л.В.Куличкова, В.Д.Оноприенко, В.М.Чебаненко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2011 г.

Мировой финансовый кризис идет уже четвертый год и, похоже, что он выходит на новую длинную волну экономического роста, с тем, чтобы заблаговременно перевести мировую экономику развитых стран на новый технологический уклад. На этой волне поднимутся новые индустриальные страны, которые смогут своевременно создать инновационные ключевые производства нового технологического уклада и заложить предпосылки их быстрого роста в глобальном масштабе. На фоне глубокой рецессии в развитых странах на новой волне экономического роста формируются новые центры мировой экономики — Китай и Индия.

В настоящее время для любой страны необходимым условием своевременного выхода из кризиса является разработка и наличие утвержденной собственной стратегии, ориентированной на сохранение своего экономического потенциала и опережающее развитие, а также на создание предпосылок роста новых производств инновационного технологического уклада, новой структуры и формации.

Согласно учению Й. Шумпетера, которое изложено в его работе «Теория экономического развития», технический прогресс включает три основные фазы: инвенция, инновация и имитация.

Инвенция (от лат. invenire) — изобретать, находить, придумывать и представлять некоторую идею, которая в будущем позволит решить возникающие проблемы. В практическом плане под инвенцией понимают новые научно-технические знания, технологии, процессы, изобретения, полученные в результате фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ.

Инновация (от лат. innovation) — обновление. Под инновацией понимаются любые новшества, а также процессы, приводящие к появлению новых образцов, новой продукции.

Инновация означает фактическое создание нового, в котором реализуется представленная идея. Таким образом, инвенция характеризуется прежде всего процессом мышления, а инновация — практическим действием. Инновацией называется процесс, который позволяет реализовать несуществующие ранее идеи и тем самым вызывать ключевые изменения в зарождающемся технологическом укладе.

Имитация (от лат. imitation) — подражание. Этот термин понимается как копия апробированной на рынке инновации.

Под стратегией инновационного развития понимается в настоящее время процесс как совокупность всех действий и фаз, которые необходимо реализовать с целью выведения новшества, нового продукта нового объекта на рынок.

Стратегия инновационного развития только тогда работает, когда экономика знаний выступает в качестве самостоятельного объекта исследований, связанных с качественными изменениями нового уклада, произошедшими одновременно с научно-технической революцией.

В настоящее время экономика знаний характеризуется тремя принципиальными особенностями.

Первая — дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо оно отсутствует.

Вторая особенность заключается в том, что знание, аналогично другой общественно-полезной продукции, доступно всем без исключения.

Третья особенность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее получили, не исчезает, как обычный материальный продукт, но может быть искажена или зашифрована.

Особо необходимо отметить, что вторая особенность существует только теоретически. На практике в капиталистическом мире общедоступность знания ограничена множеством барьеров — от образовательного уровня до коммерческой тайны.

В индустриально развитых странах мира под влиянием двух основополагающих революций — научно-технической и информационной — возникла принципиально другая экономика, в создании которой главную и решающую роль стали играть не материальные факторы, а знания, информация, инновационный тип (образ) мышления и поведение творческого человека, создающего «ноу-хау», т. е. «знаю, как и что сделать».