
КОСМОНАВТИКА И СТРАТЕГИЯ ВЫХОДА ЭКОНОМИКИ ИЗ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
© В.А.Иванов, Л.В.Куличкова, В.Д.Оноприенко, В.М.Чебаненко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Экономические вопросы космической деятельности"
2011 г.
Мировой финансовый кризис идет уже четвертый год и, похоже, что он выходит на новую длинную волну экономического роста, с тем, чтобы заблаговременно перевести мировую экономику развитых стран на новый технологический уклад. На этой волне поднимутся новые индустриальные страны, которые смогут своевременно создать инновационные ключевые производства нового технологического уклада и заложить предпосылки их быстрого роста в глобальном масштабе. На фоне глубокой рецессии в развитых странах на новой волне экономического роста формируются новые центры мировой экономики — Китай и Индия.
В настоящее время для любой страны необходимым условием своевременного выхода из кризиса является разработка и наличие утвержденной собственной стратегии, ориентированной на сохранение своего экономического потенциала и опережающее развитие, а также на создание предпосылок роста новых производств инновационного технологического уклада, новой структуры и формации.
Согласно учению Й. Шумпетера, которое изложено в его работе «Теория экономического развития», технический прогресс включает три основные фазы: инвенция, инновация и имитация.
Инвенция (от лат. invenire) — изобретать, находить, придумывать и представлять некоторую идею, которая в будущем позволит решить возникающие проблемы. В практическом плане под инвенцией понимают новые научно-технические знания, технологии, процессы, изобретения, полученные в результате фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ.
Инновация (от лат. innovation) — обновление. Под инновацией понимаются любые новшества, а также процессы, приводящие к появлению новых образцов, новой продукции.
Инновация означает фактическое создание нового, в котором реализуется представленная идея. Таким образом, инвенция характеризуется прежде всего процессом мышления, а инновация — практическим действием. Инновацией называется процесс, который позволяет реализовать несуществующие ранее идеи и тем самым вызывать ключевые изменения в зарождающемся технологическом укладе.
Имитация (от лат. imitation) — подражание. Этот термин понимается как копия апробированной на рынке инновации.
Под стратегией инновационного развития понимается в настоящее время процесс как совокупность всех действий и фаз, которые необходимо реализовать с целью выведения новшества, нового продукта нового объекта на рынок.
Стратегия инновационного развития только тогда работает, когда экономика знаний выступает в качестве самостоятельного объекта исследований, связанных с качественными изменениями нового уклада, произошедшими одновременно с научно-технической революцией.
В настоящее время экономика знаний характеризуется тремя принципиальными особенностями.
Первая — дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо оно отсутствует.
Вторая особенность заключается в том, что знание, аналогично другой общественно-полезной продукции, доступно всем без исключения.
Третья особенность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее получили, не исчезает, как обычный материальный продукт, но может быть искажена или зашифрована.
Особо необходимо отметить, что вторая особенность существует только теоретически. На практике в капиталистическом мире общедоступность знания ограничена множеством барьеров — от образовательного уровня до коммерческой тайны.
В индустриально развитых странах мира под влиянием двух основополагающих революций — научно-технической и информационной — возникла принципиально другая экономика, в создании которой главную и решающую роль стали играть не материальные факторы, а знания, информация, инновационный тип (образ) мышления и поведение творческого человека, создающего «ноу-хау», т. е. «знаю, как и что сделать».