МЕТОДОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ, ПРОЦЕССОВ И СИСТЕМ

МЕТОДОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ, ПРОЦЕССОВ И СИСТЕМ

© В.Д.Оноприенко
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2011 г.

В докладе рассматриваются вопросы методологии моделирования разработки инновационного процесса. Особой популярностью пользуется следующая схема функциональной последовательности инновационного процесса:

– новые научные познания (знания), полученные в результате проведения фундаментальных исследований;

– технико-технологические разработки и их функционально-стоимостное обоснование;

– организация и модернизация производства под новые изделия;

– сбыт продукции и экономический рост предприятий.

В этой логике новое знание автоматически рождает идеи, а далее в рациональной последовательности образуются новые продукты, материалы, изделия, системы, суперсистемы и технологические процессы реализации.

Фазы инновационно-функционального проекта на прединвестиционной стадии можно сформулировать в следующем порядке:

1. Принятие решения о разработке нового изделия. Решение принимается на стадии процесса планирования на основе сравнения целей (плана) и достигаемого текущего результата (факта). Если с помощью имеющихся изделий не удается получить требуемый для развития предприятия (отрасли) доход или заполучить необходимую долю рынка, то в качестве способа разрешения этой проблемы можно предложить разработку нового изделия.

2. Генерирование идей в области разработки инновационно-функционального изделия. На этой стадии главное усилие сконцентрировано на творческой деятельности изобретателей, конструкторов, проектантов и технологов. Необходимо рассмотреть, перебрать и провести стоимостную оценку большого количества идей, что существенно повышает вероятность появления удачно выигранной идеи, пригодной для реализации в обозримые сроки и с необходимым финансированием.

Опыт показывает, что примерно 93-97% новых идей неприемлемы для реализации с учетом конкретных требований рынка и возможностей отрасли. Такой большой отсев ставит задачу систематического отбора и целенаправленного генерирования идей при разработке новых изделий, образцов, объектов и технологических процессов.

Для генерирования новых идей используются методы активации творческого мышления. Выделяют в основном две группы методов: дискурсивные и интуитивные.

К дискурсивным (рассудочным) методам относят те, у которых новые идеи рождаются в результате последовательной логической цепочки рассуждений с учетом предшествующих выводов. К этой группе относят:

а) структурный анализ или каталог вопросов. Данный метод предполагает точное и подробное описание имеющихся изделий, их конструкций, используемые материалы;

б) функциональный анализ. Отличие его от предыдущего заключается в том, что вместо структурного подхода используют функциональный, описывая свойства и отличительные признаки изделий, объекта;

в) функционально-стоимостной анализ. Он появился в результате интеграции структурного и функционального подхода к изделию;

г) морфологический анализ. Процедура морфологического анализа состоит в целенаправленном рассмотрении вариантов «цель-средство» с последующим выбором наиболее рационального.

Интуитивные методы активизации творческого мышления базируются на использовании подсознания в процессе спонтанного генерирования идей. К этой группе методов относят наиболее известные методы, такие как:

а) метод «мозгового штурма» как метод нахождения новых идей, который базируется на сборе предложений, построении аналогий и оценке полезности идей по соединению ранее не связанных между собой элементов и технологий;

б) метод «синектика» предполагает отчуждение предлагаемых способов решения проблемы об уже известных (например, использование идей из иной области или применение ассоциаций и аналогий).

Помимо вышеизложенных, используют методы «круглого стола», «Дельфы», а также деловые игры.

3. Предварительный отбор и обоснование идей. В первую очередь предложенные идеи проверяют с точки зрения их соответствия целям отрасли, существующим каналам сбыта, производственным мощностям и возможностям реализации новых технологий.

Наиболее часто для предварительного отсева идей нового изделия используют метод фильтрования, суть которого заключается в оценке характеристик изделия с последующим их суммированием с учетом весомости каждой характеристики.

4. Окончательный отбор идей осуществляется с помощью технико-экономического анализа. Оставшиеся после фильтрации приемлемые идеи нового изделия должны быть тщательно проанализированы с точки зрения экономической выгодности и прибыльности их реализации.

5. Оценка научно-технического уровня проводится для конкурентоспособности изделия. Данная оценка осуществляется, в основном, с целью формирования основных параметров технического задания на разработку инновационно-функционального проекта.