НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В РАЙОНЕ АЭРОДРОМА

© В.М.Рухлинский, В.А.Свиркин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2011 г.

Мировая статистика авиационных происшествий, связанных с аварийно-спасательными работами в районе аэродрома в период 2004-09 гг., выглядит следующим образом: из 594 авиационных происшествий (АП) ведущих компаний мира 164 произошли по факту выкатывания воздушного судна за пределы ВПП, 20 АП с выкатыванием привели к человеческим жертвам. Всего по данной причине погибло 483 человек в 20 АП.

Главным показателем эффективности аварийно-спасательных работ является отсутствие пострадавших при возникновении АП, связанного с выкатыванием воздушных судов (ВС) за пределы ВПП. Количество пострадавших напрямую зависит от быстрого проведения аварийно-спасательных работ (АСР). АСР включают в себя: спасение пассажиров и экипажа, оказание медицинской помощи пострадавшим, ликвидацию пожара на ВС, эвакуацию ВС, ликвидацию последствий АП на аэродроме.

Для повышения эффективности АСР в районе аэродрома необходимо разработать математическую модель оптимизации процесса АСР. Процедура оптимизации представляется в виде 3-х этапов: генерация исходной информации, аналитическое представление целевой функции и оптимизация процессов эксплуатации. Алгоритм оптимизации позволяет решать следующие задачи для конкретного аэропорта гражданской авиации в различные сезоны эксплуатации:

– определение минимально потребного количества авиационного персонала аварийно-спасательных служб и их профессиональный уровень;

– определение минимально достаточного количества оборудования и техники, требуемого для качественного проведения АСР;

– определение резерва специалистов и оборудования;

– определение минимально необходимых ресурсов для качественного проведения работ.