ОБРАЗОВАНИЕ — КОСМИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ — КОСМИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ

© И.И.Золотухина
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2011 г.

Образование — целенаправленное воздействие на личность в соответствии со стоящими перед ним целями. Главным субъектом и основной целью образовательных преобразований является человек, его духовные качества. Русская философия всегда видела в человеке мессию — возделывателя и спасителя Природы. Человек — это Вселенная, которая содержит в себе и духовную, и материальную энергию, именно в нем эта энергия переходит из одного состояния в другое. Через человека происходит одухотворение Природы, положительное всеединство. Понять динамичное проявление целостности мы можем только через троичность. В контексте современных представлений о триединстве личности фигурируют такие понятия, как «духовность» — информосфера, «душа» — энергосфера, «тело» — материальная субстанция.

Высший смысл жизни человека — стремиться к познанию и попытаться осознать всеединство единой картины мира и то, что мы встраиваемся во вмещающий нас мир и эволюционируем вместе с ним. Начинать необходимо именно с образования, а уже потом решать все другие глобальные проблемы современности. Воспитание духовности превращается в воспитание личности в физическом, социальном, интеллектуальном и моральном аспектах. Отсюда логически следует и актуальность, и стратегическая важность ориентации на переломе всей системы образования и воспитания студентов, которая и должна стать сегодня самой приоритетной проблемой для всего человечества.

Динамичное развитие земных цивилизаций и, как следствие, необходимость постоянного самообразования человека в процессе всей жизни, новые удивительные возможности информатизации стали причинами явного несоответствия традиционной педагогической парадигмы реалиям XXI в. и заставили задуматься о новой парадигме. Современный этап развития цивилизации многими учёными России и мира вполне обоснованно квалифицируется как космический. Мы действительно переживаем момент фазового совпадения, предваряющего восхождение на новую ступень эволюции — космического сознания (но не потому, что человек вошёл в космос, а потому что космос начинает входить в человека). Сегодня образование — космическое событие. Оно призвано готовить студентов, которые станут свидетелями преображённого мира, как предсказывали К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский. Планета перейдёт в новое состояние, и человек ощутит себя своим во Вселенной.

Эта перемена сопровождается сдвигом точек зрения во всем мире, то есть изменениями той базовой картины природы вещей, которую мы несём в себе. Мир стремится ответить на фундаментальный вопрос: «Какова природа Вселенной, в которой мы живем»? Вселенная едина, и развивается, по мнению учёных, согласно энергоинформационной голографической матрице. Информация, энергия и материя — вот то самое триединство, те первокирпичики, из которых состоит всё мироздание.

Чтобы понять происходящие в настоящее время изменения как в человечестве, так и в нашей Галактике, следует задать три вопроса: Кто я на самом деле? Откуда пришёл? Куда иду? Эти вопросы заставят стремиться к знанию. Дело в том, что порыв к знанию, образованию в той или иной форме присущ всякому индивидууму и есть обнаружение порыва к целому. Можно с уверенностью сказать, что знание первооснов имманентно присуще человеку. Оно не вне индивидуального человека, а внутри. Каждый человек либо имеет ответы на основные вопросы, либо знает, где их взять. Эти ответы диктуют качество и характер наших взаимоотношений. Пока они есть, мы знаем об устройстве мира, организации правильного образа жизни, мы можем решить этические проблемы. Правильность наших знаний зачастую недоказуема. Называя вещи своими именами, человек часто принимает основания произвольно, что является определяющей характеристикой каждого субъекта, то есть его информационной культурой. Информационная культура — единый комплекс интеллектуального и духовного начала в человеке, обществе, эпохе, проявление экономических и социальных, этических и эстетических характеристик, характера внутренних и внешних отношений.