ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР РКП В ЧАСТИ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В СОСТАВЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СТРУКТУРЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА МЕЖДУ ИС И ФОИВ
© В.Ю.Шепелева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2011 г.
Целью разработки экономических механизмов регулирования деятельности интегрированных структур (ИС) ракетно-космической промышленности (РКП) является координация производственных процессов подразделений предприятий в составе ИС, обеспечение оптимизации управленческих решений руководства ИС, а также организация информационного обмена между ФОИВ и ИС.
Исходным принципом выработки адекватных алгоритмов анализа и оценки эффективности интегрированных структур является комплексность. Реализация этого принципа требует соблюдения следующих положений:
– оценка эффективности деятельности ИС призвана учитывать специфику деятельности всех групп участников;
– необходимо принимать во внимание сложную совокупность внутренних и внешних по отношению к объединению факторов, влияющих на его конечную эффективность;
– сам процесс интегрированной деятельности и ее результат должны находить адекватное отражение в инструментарии аналитической работы;
– рассмотрению подлежат все виды эффекта корпоративной деятельности: экономический, научно-технический, социальный и др.
Одной из самых важных проблем, проанализированных в отчете, является проблема составления консолидированной отчетности ИС. Необходимость совершенствования системы учета и отчетности корпоративных объединений естественным образом вытекает из экономической сущности объединения хозяйственных обществ. Практическое отсутствие отечественного опыта по составлению и ведению единой финансово-экономической отчетности в ИС указывает на то, что перед этими структурами стоит принципиально новая задача.
Сущность консолидированной отчетности корпорации заключается в том, что:
– она не является отчетностью юридически самостоятельного хозяйствующего субъекта и имеет явно выраженную аналитическую направленность. Цель такой отчетности заключается не в выявлении налогооблагаемой прибыли, а в получении общего представления о деятельности хозяйствующих субъектов в рамках объединения, группы;
– процесс консолидации — это не простое суммирование одноименных статей финансовой отчетности хозяйствующих субъектов корпорации. В процессе консолидации исключаются любые внутригрупповые финансово-хозяйственные операции, и в консолидированной отчетности показываются лишь активы и пассивы, доходы и расходы от операций с третьими лицами.
Для удобства консолидации отчетности ИС и приведения внутренней отчетности подразделений ИС к единому стандарту управляющему органу ИС рекомендуется разработать и утвердить следующие документы:
– внутренние формы отчетности подразделений;
– регламент представления отчетности предприятиями, входящими в состав ИС, в аппарат управления ИС;
– методические рекомендации по заполнению и представлению отчетности предприятиями, входящими в состав ИС;
– методику консолидации отчетности предприятий, входящих в состав ИС.
В целях обеспечения эффективного управления дочерними и зависимыми обществами (ДЗО) рекомендуется разработать рациональную структуру аппарата управления ИС и четко определить задачи каждого департамента.
Пример структуры аппарата управления ДЗО:
– Департамент управления дочерними и зависимыми обществами;
– Департамент бухгалтерского и налогового учета;
– Департамент управления финансами;
– Департамент управления производством;
– Департамент планирования и бюджетирования;
– Департамент экономического прогнозирования и стратегического развития;
– Департамент корпоративной информатизации;
– Департамент реализации научно-технических программ;
– Департамент социального развития и непроизводственной сферы;
– Департамент управления персоналом;
– Департамент охраны труда и промышленной безопасности;
– Правовой департамент;
– Департамент безопасности.