ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ СВЕРХМАЛОГО КЛАССА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ СВЕРХМАЛОГО КЛАССА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ АЭРОКОСМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

© В.И.Майорова, А.С.Попов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2011 г.

Знания, получаемые в высших учебных заведениях, можно разделить на теоретические, приобретаемые на лекциях, и практические, приобретаемые в лабораториях. Однако по-настоящему они усваиваются студентом в процессе трудовой деятельности, например, при проектировании реальных изделий. В случае специальностей аэрокосмической тематики — при проектировании космических аппаратов (КА). Практику подобного рода студент может приобрести, как правило, лишь по окончании ВУЗа. Чтобы не удлинять в связи с этим процесс образования, в ведущих университетах мира студенческими группами создаются КА уже во время обучения в ВУЗе. Это аппараты типа CubeSat и CanSat. Роль подобных КА по преимуществу узкоспециализированная — образовательная, так как аппараты подобного класса не в состоянии конкурировать с техникой, создаваемой предприятиями аэрокосмической отрасли.

В докладе рассматривается подход к проектированию КА сверхмалого класса с использованием технологий некосмического назначения. Подобные аппараты, в силу большого количества новых идей и решений, применяемых при их создании, наиболее интересны с точки зрения образовательных проектов в рамках научно-исследовательских работ студентов, а также курсового и дипломного проектирования. Возможна также постановка экспериментов аспирантами для диссертационных работ.

Перспективой создания таких КА в образовательных целях является не только широко распространенная в Западных университетах проверка возможности использования на них электронных компонент некосмического применения, но также направление, связанное с отработкой принципиально новых космических движителей (солнечные паруса, тросовые системы, новые типы электрореактивных двигателей), которые имеют не только образовательную перспективу, но также важны для целей, связанных с внедрением новой космической техники. Необходимость создания на КА сверхмалого класса различных исполнительных устройств создаёт ещё одно перспективное направление, связанное с технологией отработки элементов конструкций такого типа.

Эффективным инструментом для реализации современных образовательных технологий в настоящее время является также космический мониторинг. Современные методы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) позволяют получать огромные объёмы информации, включающей изображения Земли из космоса практически во всех диапазонах длин волн электромагнитного спектра (от ультрафиолетового до дальнего инфракрасного и радиодиапазона).

В Московском государственном техническом университете (МГТУ) им. Н.Э. Баумана в рамках реализации проекта «Космический аппарат «Бауманец» (2003–2006) был создан Центр приёма и обработки данных ДЗЗ. В качестве наземного приёмного комплекса используется приёмная станция «УниСкан-24» производства Инженерно-технологического центра «СканЭкс».

В докладе приводятся результаты реализации научно-образовательных проектов создания студенческих микро-, нано- и пикоспутников «Бауманец», «Бауманец-2», «Парус-МГТУ» и использования информации ДЗЗ в учебном процессе.