ПРИМЕНЕНИЕ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО МЕТОДА ПРИ АНАЛИЗЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ПРЕТЕНДЕНТОВ В КАНДИДАТЫ В КОСМОНАВТЫ

ПРИМЕНЕНИЕ КВАЛИМЕТРИЧЕСКОГО МЕТОДА ПРИ АНАЛИЗЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ПРЕТЕНДЕНТОВ В КАНДИДАТЫ В КОСМОНАВТЫ

© Б.И.Крючков, В.М.Усов, А.В.Малов, А.С.Ренжин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2011 г.

В современной практике организации и проведения пилотируемых космических полетов одной из основных тенденций является постоянное стремление к более точному количественному описанию таких категорий, как пригодность, готовность кандидатов в космонавты и космонавтов, без использования которых не только в содержательном контексте, но и в цифровом выражении трудно добиться качественного проведения мероприятий профессионального отбора и доказательно обосновать это достигнутое качество.

Корректное измерение уровней проявления количественных и качественных показателей профессиональной пригодности, используемых при различных видах отбора кандидатов в космонавты, и их оценивание возможны лишь на основе единого квалиметрического подхода, который позволяет от нечетких и часто субъективных оценок специалистов различного профиля и руководителей различного ранга перейти к математически обоснованным выводам в рамках согласованного регламента и формализованных процедур оценивания.

В данном проекте рассмотрена возможность построения численных оценок по результатам профессионального отбора претендентов в кандидаты в космонавты, выполняемого комиссией в порядке выставления экспертных оценок, паспортным данным и профессиональным компетенциям. Методика оценки базируется на приведении массива экспертных оценок к единой пятибалльной шкале (как наиболее удобной для восприятия) и определении сводного рейтинга каждого претендента.

На первом этапе обработки результатов отбора произведена оцифровка протоколов профессионального отбора претендентов группой экспертов с составлением при помощи программы MS Excel сводных массивов формата эксперты/кандидаты с разделением по критериям оценивания (предметам).

Вторым этапом является переход к пятибалльной шкале. Существуют достаточно простые алгоритмы приведения разнообразных шкал и систем балльных оценок к единой шкале сравнения, один из которых получил название нормативно-оценочных шкал. Суть его состоит в использовании формы интегрального закона распределения обучающей выборки и задания на получаемом графике распределения реперных точек.

На третьем этапе производится сведение результатов в единый массив и ранжирование кандидатов по уровню знаний.

Все это выводит оценивание на новый уровень доказательной строгости и позволяет разработать четкое методическое и алгоритмическое обеспечение оценочных процессов с участием экспертов предметных областей, которые привлекаются к выполнению отбора и, прежде всего, на этапе проведения отбора кандидатов в космонавты на соответствие нормативным требованиям к образованию и квалификации (на основе экспертизы паспортных данных), а также соответствие по социальным и моральным требованиям, сопроводив каждый шаг количественной оценкой полученных результатов.