ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРЕСАХ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРЕСАХ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

© М.А.Лукьященко, К.А.Жиганов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2011 г.

Мировой и российский опыт показывают, что целенаправленное, комплексное и системное использование результатов космической деятельности (РКД) способно значительно повысить эффективность принятия управленческих решений в таких сферах, как природопользование, экология, планирование и контроль развития территории, использование и развитие транспорта, топливно-энергетического комплекса, строительства, мониторинг лесного и водного хозяйства, создание электронных топографических карт, кадастр земель и объектов недвижимости.

Однако в большинстве регионов РКД используются крайне недостаточно, разрозненно и несистемно. Слабо развита система потребителей услуг, они недостаточно информированы о возможностях использования космических продуктов и услуг, а также об экономическом эффекте, возникающем при использовании РКД. Федеральные, региональные и другие потребители услуг независимо друг от друга организуют использование РКД, не заботясь об обмене конечными результатами и опытом организации работ, что приводит к дублированию работ и распылению средств.

Поэтому задача доведения РКД до конечных пользователей имеет общенациональный характер и требует комплексного подхода, в том числе на основе программно-целевого метода. Основополагающим положением этого метода является ориентация на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование целей, разработка адекватной исполняющей системы программных мероприятий и реализация программы для достижения поставленных целей. Региональные целевые программы, а также комплексные проекты внедрения космических технологий всё больше становятся основным механизмом использования выгод от космонавтики регионами России.

На сегодняшний день операторская деятельность в сфере использования РКД организована в области услуг спутниковой связи, частично — в сфере дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Как правило, предоставляются узкоспециализированные услуги в области высокоточного позиционирования с использованием глобальных навигационных спутниковых систем, мониторинга транспортных средств, мониторинга критически важных объектов и опасных грузов. В то же время востребованы, но недостаточно освоены на рынке комплексные космические услуги. Интеграция разнородных РКД (пользовательских информационных ресурсов космической навигации, дистанционного зондирования Земли, гидрометеорологии, космической связи, картографического и других видов космического обеспечения), поставка конечных продуктов и услуг различным потребителям — это одно из магистральных направлений развития космической отрасли.

В целях повышения эффективности внедрения РКД в экономическую и управленческую практику регионального уровня необходимо создание региональной навигационно-информационной инфраструктуры, обеспечивающей объективный комплексный мониторинг основных отраслей экономики и критически важных объектов. Основным механизмом решения этой задачи является создание инфраструктуры Центров космических услуг, способных осуществлять комплексное космическое обеспечение региональных органов государственной власти и других потребителей качественно новыми электронными услугами. Важным проблемным вопросом развития этой инфраструктуры является необходимость совершенствования законодательного обеспечения коммерциализации результатов, прежде всего спутниковой навигации и ДЗЗ из космоса. Внедрение подобной инфраструктуры на региональном уровне способствует не только повышению эффективности принятия управленческих решений, но и повышению качества жизни населения.

При масштабном внедрении РКД они становятся мощным инструментом ускорения социально-экономического развития страны: ведут к качественному изменению информационной инфраструктуры, повышению эффективности всех уровней управления, становлению высокотехнологичной и инновационной национальной и региональной экономики, обеспечению прозрачности при расходовании всех видов ресурсов.