РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА КОСМОНАВТА-ОПЕРАТОРА
© М.В.Щербаков, Ю.В.Лончаков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2011 г.
Образовательный стандарт (ОС) востребовался как новый социально-педагогический феномен, когда возник спрос на упорядоченное многообразие форм, типов и видов образования. В плане затронутых в настоящей работе проблем ОС является основанием такого регулирующего механизма и оценочных технологий, как государственная аттестация и сертификация специалистов различных профилей.
В начале 1980-х годов технические комитеты ИСО приступили к составлению стандартов, предназначенных для обучения персонала, обслуживающего машины и механизмы. Это является как бы точкой отсчета в разработке международного стандарта профессионального образования.
ОС — оптимистический симптом, свидетельствующий о вхождении образования в новую образовательную эпоху целостного, ценностно-насыщенного, культуросообразного и интегрального образования и адекватной ему педагогики.
В работе предложен ОС космонавта-оператора в процессе телеоператорного режима управления (ТОРУ) на МКС на основе существующих образовательных стандартов технического профиля одного из стандартов ИСО 8152 «Машины землеройные. Эксплуатация и обслуживание. Обучение механиков» («Earth-moving mashinery. Operation and maintenance. Training of mechanics») Рег. № ИСО 8152-84. Стандарт разработан Техническим комитетом ИСО (ТК 127 «Землеройные машины»).
Исходя из проведенного анализа принципов формирования существующих ОС в основу разработки ОС космонавта-оператора на примере ТОРУ на МКС положено решение следующих вопросов:
– разработка архитектоники (структуры) ОС космонавта-оператора по ТОРУ на МКС;
– разработка предложений по теоретическим основам операторской деятельности космонавтов при выполнении ТОРУ в виде программы курса «Основы операторской деятельности космонавтов при выполнении ТОРУ»;
– разработка предложений по составу и содержанию организационно-методических мероприятий для подготовки космонавта-оператора к выполнению ТОРУ.
С учетом разработанных в настоящей работе требований к структуре разрабатываемого ОС, структуре выбранного прототипа, состава выполняемых типовых полетных задач (процедур) членами экипажа МКС в процессе ТОРУ и опыта подготовки на орбитальной станции «Мир», представлена структура и содержание ОС космонавта-оператора в ТОРУ.