СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОКБ М.К. ЯНГЕЛЯ И ОКБ В.П. ГЛУШКО (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.К. ЯНГЕЛЯ)

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОКБ М.К. ЯНГЕЛЯ И ОКБ В.П. ГЛУШКО (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.К. ЯНГЕЛЯ)

© В.Ф.Рахманин, В.С.Судаков
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2011 г.

Совместная работа ОКБ-586 М.К. Янгеля и ОКБ-456 В.П. Глушко началась в 1954 г., когда на базе серийного конструкторского бюро (СКБ) ракетного завода в Днепропетровске было организовано ОКБ-586 и возглавил его М.К. Янгель.

Задачей СКБ завода было оказание помощи в освоении заводом производства и дальнейшее конструкторское сопровождение первой отечественной ракеты Р-1 и следующих за ней Р-2 и Р-5. При организации СКБ в 1950 г. в его состав были направлены конструкторы из ОКБ-1 С.П. Королева и ОКБ-456. В Днепропетровск из Химок была направлена группа двигателистов во главе с заместителем главного конструктора Н.С. Шнякиным, в состав группы входили инженеры-конструкторы И.И. Иванов и М.Д. Назаров, ставшие позднее ведущими специалистами украинского предприятия.

С назначением М.К. Янгеля главным конструктором ОКБ-586 появилось новое направление в отечественном ракетостроении: для обеспечения высокой боеготовности ракетного вооружения вместо топлива с криогенным окислителем использовались высококипящие долгохранимые компоненты топлива — азотнокислотный окислитель и углеводородное горючее. С использованием этого топлива в ОКБ-456 под руководством В.П. Глушко в середине 1950-х годов был разработан двигатель РД-214 для ракеты Р-12, а затем были разработаны двигатели РД-216, РД-218 и РД-219 для ракет Р-14 и Р-16. Все эти ракеты разработаны в ОКБ-586 под руководством М.К. Янгеля, они стали самыми массовыми боевыми ракетами этого времени в нашей армии.

Следующее поколение боевых ракет ОКБ-586 М.К. Янгеля было оснащено двигателями РД-251 и РД-252. Разработка этих двигателей в ОКБ-456, по сути, завершила создание семейства ЖРД на высококипящих компонентах топлива, выполненных по схеме без дожигания генераторного газа в камере (открытая схема). Ракеты 8К67, 8К68 и их модификации были поставлены на вооружение с 1967 г., а топливо АТ-НДМГ стало наиболее распространенным штатным топливом.

Создание нового поколения боевых ракет Р-36М (15А14, 15А18) по договоренности М.К. Янгеля и В.П. Глушко предполагало разработку мощных ЖРД на основе блочной конфигурации, создаваемых по схеме с дожиганием. В результате проведенных работ была создана ракета Р-36М с ЖРД РД-264 (4 однокамерных блока) и ракета МР-УР-100 с РД-268 (1 однокамерный блок). Последней разработанной в СССР боевой ракетой стала Р-36М2, на первой ступени которой установлен четырехблочный двигатель РД-274. Создание двигателей РД-268 и РД-274 завершило разработку последнего семейства ЖРД на высококипящем топливе для боевых ракет, обладающих выдающимися энергетическими и эксплуатационными характеристиками и надежностью.

Параллельно с созданием двигателей для ракет боевого назначения в ОКБ-456 (КБ «Энергомаш») разработаны двигатели для космических ракет «Космос-2», «Циклон», «Зенит».

В настоящее время работы НПО «Энергомаш» с ГКБ «Южное» продолжаются в части продления эксплуатации ряда двигателей и работ, связанных с двигателями РД171М и РД-120 для РН «Зенит».