ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ ЛУНЫ: ВОПРОСЫ КО ВТОРОЙ ЧАСТИ ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАПИСКИ

ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ ЛУНЫ: ВОПРОСЫ КО ВТОРОЙ ЧАСТИ ИНЖЕНЕРНОЙ ЗАПИСКИ

© С.Чихарев, А.Щебликов, С.Лунин, А.Кургинян, А.Пантюхин, А.Зайцев, Э.Ткачев, С.Чернявский, А.Коробков, А.Матросов, А.Перейма, П.Тимошилов, Д.Иванов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2011 г.

По результатам работы студенческого конструкторского бюро в этом году выпущена «Инженерная записка на космическую транспортную систему, использующую ракетное топливо для химических ракетных двигателей и рабочее тело для электроракетных двигателей, производимые на Луне». Получена итоговая зависимость относительного полезного груза (в квант-грузах (к-г) на единицу эксплуатационных (амортизационных) затрат в весах к-г для Земли на один перевоз к-г с Земли на Луну в зависимости от многоразовости использования космических транспортных аппаратов на этапах транспортировки и относительного веса производственной лунной установки (Прс), производящей топливо для транспортной системы. Именно последний (относительный вес лунной установки) является ключом для выработки рекомендаций по дальнейшей работе над проектом. Он есть вопрос ближайшей нашей работы.

Первым ее вопросом является задача закрепления и уточнения созданных ранее представлений по проекту. Ее можно решить путем создания макета системы с отображением на нем всех важнейших подсистем, их взаимодействия и функциональной направленности. Макет может иметь некоторую степень механизации, автоматизации, видео- и аудио-сопровождения. Он будет не только средством демонстрации заложенных в проекте идей, но и инструментом их дальнейшей разработки.

Важным вопросом здесь является исследование химических двигателей, использующих топливо типа кремний-кислород или алюминий-кислород. Мы отметили, что ориентируемся на производство топлива из лунного реголита, но на Луне может (возможно) производиться топливо водород-кислород. Это решение может оказаться лучшим. Но пока мы ориентируемся на более гарантированное решение. Реголит на Луне есть почти везде. Здесь исследование вопроса об указанных двигателях будет рабочим вопросом.

В ходе исследований, намеченных выше, мы должны будем в лабораторных условиях получить модель лунного реголита и создать установку (и провести на ней весь производственный цикл) для производства топлива из реголита.

Наконец, новым и важным является вопрос о формировании перспективы создания всего жизненного цикла системы (ЖЦС). Отработка ЖЦС займет десятилетия, и его обликовые оценки потребуют новых методологических идей его формирования. Здесь не может работать применяемая сегодня система экстраполяции цен ресурсов на перспективу, которая не может работать более, чем два десятилетия. В нашем случае прогнозный лаг будет иметь более пятидесяти лет. Поэтому мы видим в качестве позитивной идеи решения этой сложной проблемы не стоимостной подход, для которого само исходное понятие «стоимость» сегодня не выводится из более элементарных понятий, а ресурсно-динамический подход, основанный на идее преобразования ресурсов. В нашей инженерной записке идеи этого подхода изложены в качестве приложения под названием «Метод формирования перспектив». Наша ближайшая задача — разработка блок-схем и машинных программ, обслуживающих этот метод.

Очевидно, что такая работа может выполняться тем успешнее, чем более развитая кооперация будет в нее включена. Но это уже не наш вопрос. Наша же задача — приспособиться к тем возможностям, которые нам смогут создать для работы.