УЧЕТ СОПРЯЖЁННОСТИ ТРЕБОВАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОСМИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ПРЕДПРОЕКТНЫХ СТАДИЯХ РАЗРАБОТКИ

© В.В.Зуева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и экономика космической деятельности"
2011 г.

Существующий в отрасли потенциал позволяет отечественным предприятиям занимать место среди лидеров космической отрасли. Но в условиях жесткой конкурентной борьбы на мировом рынке космических услуг для сохранения лидерства необходимо применять инновационные технологии на всех этапах жизненного цикла космических систем (КС) и не только в области техники, но и в области экономической практики.

Основной вопрос рыночной экономики — будет ли предложение на товар или услугу иметь платежеспособный спрос потребителя. Для продукции космической отрасли этот вопрос должен ставиться еще на стадии предпроектных исследований и с особой важностью. Многие проекты КС создаются из имеющегося технического задела, без прогноза потребностей конкретного сегмента рынка. Такой подход совершенно недопустим в современных условиях.

Учесть требования потенциальных потребителей и сопоставить их с возможностями прогнозируемой системы представляется целесообразным с использованием методики оценки сопряженности требований потребителей и возможностей КС. В докладе представлены основные итоги апробации данной методики на объектах космических комплексов дистанционного зондирования Земли. Кроме того, отмечены основные направления повышения экономической эффективности таких комплексов при использовании методики сопряженности.