ВЛИЯНИЕ ТРУДОВ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО НА ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО А.Р. БЕЛЯЕВА (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА «ПРЫЖОК В НИЧТО»)

ВЛИЯНИЕ ТРУДОВ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО НА ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО А.Р. БЕЛЯЕВА (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА «ПРЫЖОК В НИЧТО»)

© Е.В.Архипцева
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2011 г.

В 1933 г. в издательстве «Молодая гвардия» вышел роман А.Р. Беляева «Прыжок в ничто». Его структура напоминает повесть К.Э. Циолковского «Вне Земли»: отсутствие главного героя; в качестве персонажей — известные ученые; разъяснение законов небесной механики, способов ориентации и перемещения в космическом пространстве, устройства космической ракеты с помощью «уроков» и «лекций». На страницах романа Беляева, как и на страницах повести Циолковского, читатель знакомится с картинами звездного неба, познает законы физики, постигает астрономические величины и особенности жизни в межзвездной среде.

На страницах романа Беляева нашли отражение и научные идеи Циолковского.

Прежде всего, следует обратить внимание на описанный Александром Романовичем космический корабль: внешний вид, устройство, способ взлета. Все эти составляющие прописаны в соответствии с указаниями Константина Эдуардовича.

Процесс старта космического корабля Беляев описал также с упором на труды Циолковского: аппарат стартует с эстакады, по рельсам, с помощью буксирных ракет.

Писатель передал ощущение перегрузок в соответствии с тем, как они описаны Константином Эдуардовичем.

Способы перемещения в невесомости внутри космического аппарата Беляев также позаимствовал у Циолковского: с помощью крепящихся к стенам, полу и потолку ремешков, расположенных «на таком расстоянии друг от друга, чтобы, держась за один из них, можно было достать рукой другой»; с помощью больших вееров, благодаря которым путешественники напоминали «крылатые существа»; с помощью диска, вращение которого в одну сторону повлечет за собой перемещение тела в другую сторону. Передвижение в открытом космосе у Александра Романовича, как и у Константина Эдуардовича, связано с реактивным прибором за спиной, напоминающим ранец — «ракетный ранец».

Как и Циолковский, писатель предлагает для выхода в открытый космос специальный костюм с запасом кислорода, шлем с переговорным устройством, фал, крепящийся к обшивке корабля. Выход, по примеру героев Циолковского, Александр Романович предлагает осуществлять с помощью «небольшой камеры с люком».

Ощущение полета при выходе в открытый космос Беляев передал близко к тексту Циолковского. Картины эфирной пустоты у Циолковского и Беляева схожи. Как и Циолковский, Беляев рисует грандиозную картину «единицы мироздания» — «Метагалактической системы»: с астрономическими скоростями, межзвездными расстояниями и законом тяготения. Писательский дар фантаста в полной мере проявился в картинах «переделки» — преобразования Земли, где Беляев рассказал о штурмующих небо ракетах, маленькой искусственной Луне, предназначенной для научных работ, плавучих городах в океанах, сверкающих огнями «электрических солнц» в тайге и тундре, о «несметных сокровищах южнополярного клада».

Рассказывая о завоевании межзвездных просторов в будущем, Беляев, подобно Циолковскому, указывает: «Сверхскоростные пути сообщения приобретут огромнейшее и повседневное значение. Нам нужны будут стратопланы в первую очередь, а со временем и звездолеты».

Итак, анализ текстов романа Беляева «Прыжок в ничто» и ряда научных трудов Циолковского, в частности повести «Вне Земли», свидетельствует о влиянии трудов ученого на литературное творчество Александра Романовича.