ВЛИЯНИЕ ВИДА ТОПЛИВА НА ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЁТОВ СЕМЕЙСТВА МИ-8

© К.Г.Косушкин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Авиация и воздухоплавание"
2011 г.

В приведенном в докладе сравнительном анализе исследовалось влияние вида топлива (штатного — керосина марки ТС-1 или Т-7 и альтернативного — авиационного сконденсированного (газового) топлива АСКТ по ТУ 39-1547-91) на основные показатели вертолета как транспортного средства: массу перевозимого груза Gгр и дальность полета L.

Современный вертолет, относящийся к семейству Ми-8, представляет собой сложный комплекс, состоящий из ряда агрегатов, систем и подсистем, взаимодействующих в процессе работы и по-разному влияющих на летно-технические характеристики и эффективность вертолета как транспортного средства. Перевод силовой установки на питание альтернативным газовым топливом приводит к некоторому изменению облика вертолета и его основных летно-технических характеристик.

Перевод вертолета на газовое топливо связан, в первую очередь, с конструктивными изменениями топливной системы и, в частности, с изменением размеров и мест размещения топливных баков, поскольку по объемной энергоемкости сжиженные газы несколько уступают керосину. Кроме того, при положительных температурах давление насыщенных паров АСКТ превышает атмосферное давление. Все это приводит к увеличению массы пустого вертолета.

Увеличение размеров топливных баков приводит к росту площади проекции вертолета на горизонтальную плоскость и к изменению потерь подъемной силы несущего винта на вертикальную обдувку фюзеляжа с баками при вертикальном взлете и на режиме висения.

Кроме того, увеличенные размеры топливных баков со сжиженным газом повысят лобовое сопротивление вертолета. Это дополнительное сопротивление должно быть уравновешено увеличением пропульсивной силы несущего винта и, следовательно, увеличением мощности двигателя и соответствующего расхода топлива. Если принять, что переход на газовое топливо не изменит газодинамического цикла двигателя, то удельный расход топлива будет обратно пропорциональным теплотворной способности газа и керосина.

С учетом этих разнородных факторов был произведен расчет основных летно-технических характеристик вертолета Ми-8МТ на керосиновом и газовом топливах. Проведена оценка влияния вида топлива на основные показатели транспортной эффективности.