ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РФ ПОСЛЕ ПОДПИСАНИЯ ДОГОВОРА СНВ-3: ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РФ ПОСЛЕ ПОДПИСАНИЯ ДОГОВОРА СНВ-3: ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© В.А.Махов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и научное прогнозирование"
2011 г.

Согласно Договору СНВ-3 к 2020 г. Россия и США сократят свои стратегические ядерные силы (СЯС) до уровней в 700 развернутых носителей и 1550 боезарядов.

Однако:

– США будут иметь 700 развернутых носителей и 1550 боезарядов;

– Россия будет иметь лишь 350 носителей и 1000–1100 боезарядов и сможет, как заявил в парламенте министр обороны А. Сердюков, достичь уровня 1550 боезарядов к 2018 году, а 700 развернутых носителей — к 2028 году.

Процесс сокращения СНВ привел к тому, что США сохранили структуру и состав СЯС, а Россия лишилась всех своих тяжелых жидкостных межконтинентальных баллистических ракет (МБР) «Воевода» шахтного базирования (из-за истечения ими технического ресурса) и боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК), оснащенных твердотопливной ракетой РТ-23 «Молодец» (снятых с боевого дежурства в 2005 году согласно Договору СНВ-2).

Развернувшаяся в последнее время на страницах печати дискуссия относительно путей реформирования РВСН носит острый и бескомпромиссный характер. Каждый из оппонентов использует при аргументации своей точки зрения тот или иной частный критерий оптимизации.

Между тем, с точки зрения глобального критерия «геополитический статус страны» (учитывающего население, территорию, природные возможности, военную мощь и т.д.) Россия, подписав Договор СНВ-3, снизила свой геополитический статус до критического уровня. Таким образом, военно-экономическая безопасность страны пострадала в результате подписания Договора СНВ-3.

Россия для сохранения своей независимости и территориальной целостности даже на пике мирового экономического кризиса в 2015-17 гг. должна срочно предпринять максимальные усилия для восстановления своих РВСН и сохранения статуса «великой державы».

Необходимо:

1. Отказаться в будущих переговорах с США в области стратегических наступательных вооружений от так называемых «мер доверия», превратившихся в стратегическую ловушку, поскольку они обесценивают российский стратегический потенциал, незначительно снижая американский.

2. Сосредоточиться на первоочередных мерах по укреплению РВСН, не противоречащих Договору СНВ-3, которые должны включать:

2.1. Разработку, испытание и установку в шахтных пусковых установках на боевое дежурство тяжелых жидкостных МБР нового поколения (вместо «Воеводы»), прикрытых комплексами противоракетной обороны .

2.2. Восстановление БЖРК с установкой на них МБР РС-24 «Ярс» (проектные работы, проведенные МИТ, подтвердили эту возможность).

2.3. Создание, испытание и развертывание комплексов с МБР воздушного базирования (проработки, проведенные АНТК им. С.В. Ильюшина и ГРЦ им. академика В.П. Макеева по комплексу «Аэрокосмос» подтверждают создание комплекса в сжатые сроки на базе стоящих на вооружении военно-транспортного самолета Ил-76 и межконтинентальной БРПЛ «Синева», оснащенной 10 боевыми блоками).

3. Выход из Договора о РСМД 1987 г. (нарушаемого США в ущерб национальной безопасности России). Создание мобильного ракетного комплекса средней дальности, замаскированного под автофургон.

4. Восстановление эшелонированной системы ПРО страны с созданием радиолокационного поля над территорией РФ по основным ракетоопасным направлениям для прикрытия основных административных, политических, промышленных центров, а также объектов СЯС РФ.