ВОЗМОЖНОСТИ КОСМОНАВТА-НАБЛЮДАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВИЗУАЛЬНО-ПРИБОРНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ
© Ф.В.Степкин
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы профессиональной деятельности космонавтов"
2011 г.
В докладе приведены пути повышения эффективности деятельности космонавта-наблюдателя, связанные с проведением визуально-приборных наблюдений (ВПН) в условиях невесомости и длительного космического полета.
При рассмотрении понятия «зрительный поиск» решаются задачи:
– обнаружение — выделение объекта из фона целевой обстановки;
– опознавание (космонавт-наблюдатель говорит, какой объект видит, различает форму и крупные детали объекта);
– идентификация (космонавт-наблюдатель различает не только общий облик объекта, но и отдельные мелкие детали, отличает данный объект от других объектов, находящихся в поле зрения).
Проведен анализ по поиску в зависимости от задач поиска в пространстве; от характера просмотра района; от периодичности наблюдения; от фоноцелевой обстановки; от средств обнаружения.
Для установления количественного показателя, характеризующего процесс ВПН, использована математическая модель поиска.
На основании анализа профессиональной деятельности космонавта-наблюдателя предложен вариант построения обучающего комплекса. Предложен алгоритм оперативного принятия решения при критических ситуациях по экологическому мониторингу объектов наблюдения и корректировки дальнейших действий космонавта-наблюдателя при проведении ВПН.
Предложенный в настоящей работе подход повысит результативность подготовки космонавтов-наблюдателей и послужит развитию работ по ВПН на борту пилотируемого космического аппарата.