ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЗЕМЛИ ИЗ КОСМОСА В ШКОЛЬНЫХ КУРСАХ ГЕОГРАФИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЗЕМЛИ ИЗ КОСМОСА В ШКОЛЬНЫХ КУРСАХ ГЕОГРАФИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© В.С.Богатырев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "К.Э. Циолковский и проблемы образования"
2012 г.

Многие области хозяйственной деятельности человечества (сельское и лесное хозяйство, мониторинг экологической ситуации, разведка и добыча полезных ископаемых и др.) сейчас невозможно представить без применения данных дистанционного зондирования Земли. Однако в сфере образования изображения Земли из космоса пока не получили широкого применения. Особенно отчётливо это отставание проявляется на примере школьной географии, в рамках которой использование космических изображений представляется наиболее целесообразным.

На Всероссийском съезде учителей географии, состоявшемся 28-29 октября 2011 г. в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, вопросам информатизации школьного географического образования была посвящена работа отдельной секции. В выступлениях участников работы данной секции отмечалось противоречие: повышенный интерес учителей и учащихся к использованию изображений Земли сталкивается с низким уровнем использования космических снимков в современной школе.

Существует несколько факторов, которые препятствуют распространению космических снимков в образовании.

Во-первых, неудовлетворительное состояние материально-технической базы школ.

Вторая проблема находится в области методики преподавания географии. Дело в том, что изображения Земли из космоса – один из самых современных источников информации о нашей планете – в недостаточной степени изучены с методической точки зрения. Этому также есть несколько причин, например, новизна снимков, вследствие чего не всем учителям удаётся использовать их в своей деятельности, особенно в силу отсутствия методического обеспечения. Использование изображений Земли из космоса не закреплено в программах по географии, в результате чего их применение на уроке зависит от желания учителя.

Стоит отдельно отметить и такой момент. На тематических конференциях и выставках, посвященных космическим технологиям, образованию в целом уделяется мало внимания. В сфере образования, в том числе географического, чувствуется потребность в современных технологиях, а вот заинтересованы ли коммерческие и государственные компании в развитии образования – большой вопрос.

Положительным примером взаимодействия компаний-поставщиков космических снимков и непосредственных участников образовательного процесса (учителей и учеников) могут служить конкурсы «Живая карта» и «Вокруг и около». В рамках первого ученики выполняют различные задания по космическим снимкам, в рамках второго уже учителя представляют свои методические наработки (конспекты уроков, целые программы) на суд жюри. Все материалы этих конкурсов находятся в открытом доступе в Интернете и вполне могут послужить фундаментом для создания методики работы с изображениями Земли из космоса.

Часто приходится слышать сегодня о «падении рейтинга географии среди школьных предметов» (цитата из резолюции Съезда учителей географии России), о том, что это «скучный и бесполезный предмет» (мнение итальянских школьников). Причиной этого, возможно, является тот факт, что очень часто люди не знают цели, методологии географических исследований. Построение уроков географии на механическом запоминании названий и фактов приводит к постоянному сокращению роли географии в школе. Вследствие этого, существует необходимость внедрения современных средств обучения, таких, как изображения Земли из космоса, подчеркивающих образовательное и прикладное значение географии. Положительные примеры использования этих современных средств обучения ясно указывают на то, чем география сегодня может привлекать и мотивировать школьников.