ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ КОЛЕСА ЛУНОХОДА-1

ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ КОЛЕСА ЛУНОХОДА-1

© Ю.А.Хаханов
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2012 г.

Реализованному в СССР в 1971 г. космическому проекту – созданию и использованию для передвижения по Луне автоматического транспортного средства «Луноход-1» – уже более 40 лет, а интерес к этому шедевру научно-технического искусства не пропадает. В докладе рассказывается об истории создания колеса Лунохода-1 с сетчатым ободом. В 1963-1966 гг. параллельно с гусеничным вариантом шасси достаточно долго рассматривался вариант колеса со сплошным ободом. Переход от сплошного обода к сетке – это идея прорыва, позволившая удивительно функционально сформировать общую конструкцию колеса: корпус привода – спицы – три обруча жесткости, связанные грунтозацепами, – сетка. Идея родилась в ходе решения задачи снизить вес колеса в условиях, когда все резервы для этого были исчерпаны. Предложение заменить сплошной обод колеса на сетку технический совет встретил весьма настороженно. Реакция была бурной, оценки сделанного предложения – противоположные. Но, в конце концов, было решено попробовать его осуществить. Рассматривались различные варианты с сеткой из различных материалов, обсуждались вопросы о размере ячейки сетки, о том, как ее плести, как закрепить на ободе, как эти элементы будут между собой взаимодействовать. В результате колесо изменилось конструктивно, повысились его тягово-сцепные свойства. Однако специалистов тревожил вопрос, а достаточны ли прочностные характеристики такого колеса. Автономные испытания показали – одиночное колесо выдерживает усилие около 4000 Н без деформации. В процессе многочисленных наземных ходовых испытаний шасси Лунохода–1 существенных деформаций обода колеса также не наблюдалось. Хотя после длительных наземных испытаний были случаи, когда гнулись грунтозацепы. Колесо Лунохода-1 – один из примеров конструкции, когда все элементы максимально равномерно и эффективно взаимодействуют между собой и со средой в заданных суровых условиях эксплуатации. Следует отметить, насколько грамотно был организован процесс разработки, изготовления и поставки деталей, узлов и блоков самоходного шасси Лунохода–1.

В докладе приводятся документы по изготовлению и поставке колес, в частности, грунтозацепов (в них появились трещины на изгибе); рассматриваются все отклонения от конструкторской документации, а также детальный план мероприятий по устранению выявленных дефектов. Называются имена участников процесса разработки, изготовления и испытаний «спецколеса» (так называлось колесо Лунохода-1 в сопроводительных документах). Среди них: от ВНИИТрансмаш (Санкт-Петербург) – А.Я. Беляков, В.Г. Бабенко, Б.Г. Гуревич, А.И. Егоров, В.П. Еремеев, А.Л. Кемурджиан, Г.Н. Корепанов, В.И. Комиссаров, А.Е. Курзин, Ю.П. Китляш, А.Е. Краснов, В.Б. Проскуряков, Г.И. Рыжков, А.С. Развалов, П.С. Сологуб, В.К. Сидоренко, К.Б. Чернов, К.Г. Черноморец, М.Б. Шварцбург, И.М. Хованов и др.; от ЦКТБ велостроения – Ю.О. Гирш, А.П. Кустов, В. Матюхин и др.

Сообщается также об участии других организаций в создании космического колеса Лунохода-1 с сетчатым ободом – удивительно изящной конструкции массой всего 6640 г.