К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О ПРИРОДЕ СОЦИАЛЬНОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ

К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ О ПРИРОДЕ СОЦИАЛЬНОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ

© М.В.Каменская
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2012 г.

Социальная несправедливость как феномен антигуманной, унижающей человеческое достоинство жизненной реальности проявляется во всех типах общественных отношений, во всех сегментах чувственно-рациональной рефлексии противоречивого, конфликтного бытия.

Она является сущностно-субстанциональным свойством социального мира, обусловленным синтезом генетических деструктивных качеств его субъектов, совокупностью неравнозначных, антигуманных, унижающих человеческое достоинство публичных отношений. Социальные отношения неравнозначны по своей природе. В основе подобной неравнозначности – уникальность субъектов этих отношений. Социальная несправедливость есть экзистенциальный проект существующих, действующих людей, но, как правило, с дефицитом культуры, нравственности и социальной ответственности. Генетическую проблемность, некачественность человека следует отнести к разряду определяющих детерминант воспроизводства социальной несправедливости.

Важное теоретико-методологическое значение для понимания природы социальной несправедливости в настоящее время имеют некоторые размышления, выводы, идеи и предложения К.Э. Циолковского. Так, Циолковский обозначил острые социальные проблемы человеческого общества. Обратив пристальное внимание на многие проявления и последствия социальной несправедливости – человеческое горе, физические и нравственные страдания, материальную нужду, лишения в старости и т.д., – Циолковский объявил целью социальных преобразований устранение из мира зла. В сочинении «Гений среди людей» (1918), учёный писал: «Гений нашёл цель своего существования. Это – познание, совершенствование, устранение зла и всякого страдания, распространение высшей жизни» (Циолковский К.Э. Гений среди людей. М., 1992. С.4). Доминанты зла обусловливают генезис пессимистического мировоззрения, и на этой мировоззренческой основе формируется моральный пессимизм, формируются жизненные установки об исходной несправедливости публичной социальной реальности.

В сочинении «Свойства человека» Циолковский выделил такие человеческие свойства как стяжание и расточительность, бескорыстие, зависть, эгоизм, доброжелательство и сострадание, самоотречение, справедливость, злоба, гнев, мстительность, совесть, кротость, что подтверждает мысль о двойственной природе человека, соединяющей в себе и деструктивные, и конструктивные начала. Отсюда важно прояснить сущность деструктивности как генетической предпосылки несправедливого индивидуального бытия и феномена социальной несправедливости. Для этого вновь обратимся к размышлениям Циолковского: «Стяжание и расточительность. Страсть стяжания <…> порождает массу пороков. Если она удовлетворяется, то получаются следующие горести. Слабость физическая, так как капитал или запасы освобождают от физического труда. Потомки богатого рода ничего почти не выигрывают от мускульной силы. Поэтому она атрофируется. Далее – недостатки органов чувств, так как и они не играют существенной роли в жизни <…> Затем – бессердечие или отсутствие высших альтруистических чувств <…> Высшие умственные силы, мысли о человечестве, о своей бесконечной будущности слабеют, атрофируются <…>. Напротив – растут низшие стороны ума и страстей: скаредность, скупость, узкие мысли о приобретении и скоплении. <…> Зависть причиняет людям неисчислимое количество мучений. Бедно одетый страдает при взгляде на наряженных. Роскошь в еде возбуждает обиду у бедных и голодных. Уже по одному этому она есть зло. <…> Крайняя степень человеческого эгоизма выражается так: (как бы я не был плох) мне – всё, другим – ничего. Эгоистические стремления можно уничтожать погашением родов с нежелательными свойствами <…>. Не нужен эгоизм, нужен разум, логика и понимание роли страстей, чтобы одолевать их» (Циолковский К.Э. Космическая философия. М., Эдиториал УРСС, 2001. С. 154, 156, 158-159).

Деструктивные свойства человека рассматривались Циолковским как родовое человеческое свойство. А если это так, то эта деструктивность характерна как для поведения, деятельной активности человека, так и для его мышления. В связи с этим интересны размышления Циолковского об агрессивности и насилии. Насилие, по Циолковскому, преследует определённую цель: обеспечить справедливость, то, что желательно и необходимо. Разрушение само по себе не является целью, оно лишь средство для достижения подлинной цели: «Если на меня нападает разбойник, то я не сочту преступлением в пылу самозащиты и неимения иных способов избавиться от насилия, даже убить его. И общество меня оправдает. Каждый от всякого насилия считает себя вправе употребить насилие, если закон не может его защитить… Насильники часто обильно одарены мускульными силами, энергией и даже умом, хотя и направленным в другую сторону. Поэтому борьба отдельных лиц с ними кончается победою насильников» (Циолковский К.Э. Жизнь человечества // Гений среди людей. М., Мысль, 2002. С. 467).

В определенном социальном пространстве между необходимым и желательным могут формироваться исходные возможности проявления социальной несправедливости, выраженные в желании иметь сверхнеобходимое за счёт других людей. Чаще всего люди под «желательным» (оправданным, разрешённым, справедливым) понимают «желаемое». Люди хотят иметь не только то, что нужно для выживания, и не только то, что составляет материальную основу достойной человека жизни. Алчность, накопительство, неумеренность в пище, алкоголизм, антисанитария, зависть, себялюбие, стяжание, расточительность, корысть, страсть к собственности – всё это, по мнению Циолковского, сильнейшие разрушительные человеческие страсти.

С нашей точки зрения жадность, ненасытность, алчность, злость, зависть, эгоизм и, как следствие, недовольство собой и другими формируют субъективные предпосылки для генезиса социальной несправедливости (генетические, характерологические), которые нельзя недооценивать и, в то же время, переоценивать в ущерб объективным детерминантам воспроизводства социальной несправедливости, складывающимся в системе экономических, властно-политических, правовых и социальных отношений.

Под непосредственным и опосредованным воздействием личностных спецификаций людей, неравномерным распределением конструктивных, деструктивных личностных ресурсов среди различных субъектов жизненного мира происходил процесс деления людей на объекты, жертвы социально несправедливых поступков, которых было большинство на всех этапах человеческой истории, и субъектов этих поступков, унижающих человеческое достоинство других, сужающих пространство их свободного бытия, минимизирующих их жизненные потребительские ресурсы, которые составляли меньшую, элитарную часть социума.

Конструктивной функциональной особенностью феномена социальной несправедливости является нетипичная актуализация жизненных ресурсов объекта социальной несправедливости. Речь может идти об актуализации как физических, так и интеллектуальных человеческих ресурсов, что находит подтверждение в размышлениях Циолковского на эту тему: «В том-то и штука, что несчастия возвышают человека (если, конечно, они в меру, по силе избранного), а счастье, успех, удовлетворение страстей – развращают, обезличивают и расслабляют. Такова пока жалкая природа человека, даже отмеченного дарованиями» (Циолковский К.Э. Гений среди людей. М., 1992. С. 24).

В определённом смысле сочинения Циолковского на социальные и философские темы сегодня не утратили своего этического и мировоззренческого значения. Продолжение исследования природы социальной несправедливости в трудах Циолковского с позиции современной социальной философии представляется не только интересным и познавательным, но и актуальным.