МИРОВОЗЗРЕНИЕ РУССКОГО КОСМИЗМА: Ф.И. ТЮТЧЕВ И К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ РУССКОГО КОСМИЗМА: Ф.И. ТЮТЧЕВ И К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ

© Е.В.Линькова
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга
Секция "Исследование научного творчества К.Э. Циолковского"
2012 г.

Культурно-исторические истоки космизма восходят к мифологическому сознанию, к философским идеям древневосточных и античных мыслителей, к раннему периоду существования мировых религий. Космизм как мировосприятие имеет довольно длительную традицию, а свое развитие космистские идеи получили в философских концепциях западных мыслителей XVIII-XIX вв.: Руссо, Гете, Шеллинга, Гегеля и др. Образцом традиции космизма в мировой культуре выступает русский космизм. Данное мировоззренческое течение является одним из оригинальных проявлений русской культуры XIX – XX вв.

Славянским народам была присуща вера в небесно-космическую предопределенность судьбы человеческой. По мысли древних славян-язычников, такие космические объекты, как Солнце, Луна, звезды непосредственно влияли на судьбу человека. Семью, дом славяне воспринимали как часть Вселенной, ее проекцию на земную жизнь. Таким образом, русский космизм восходит в своих духовных истоках к славянской традиции, к языческим элементам и периоду раннего христианства на Руси.

В русском космизме XIX-XX столетий исследователи выделяют три течения: философско-религиозное, поэтическо-художественное и естественнонаучное. В большинстве своем авторы отмечают, что подобное деление является весьма условным, так как одних и тех же мыслителей можно отнести как к философско-религиозному, так и к поэтически-художественному направлению, с философским перекликается также естественнонаучное направление. Различая виды русского космизма, исследователи называют и основных выразителей этого мировоззрения:

– философско-религиозное направление: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Н.Ф. Федоров, С.Н. Франк, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев;

– естественнонаучное направление: Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный, И.А. Морозов, А.Л. Чижевский;

– поэтическо-художественное направление: В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин, Ф.И. Тютчев, В.И. Иванов, Н.А. Заболоцкий, Н.К. Рерих.

Интерес к мировоззрению русского космизма в современной философской, научной, теологической литературе и публицистике достаточно велик.

Исследованию русского космизма посвящено большое количество публикаций, в которых даны различные определения и интерпретации русского космизма, выявлены разные его формы, изучается эволюция этого направления. Под космизмом понимается «психологический и мировоззренческий феномен, который находит проявления в различных сферах культуры – религии, философии, искусстве, литературе, обыденном сознании; глубинное переживание человека и космоса, в рационализированной форме выражаемое мировоззренческими идеями и философскими принципами, которые соответствуют различным этапам культурной истории человечества» (Космизм // Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. М. – С.-Пб. – Нью-Йорк, 2006. С. 449).

Одним из интересных аспектов в изучении мировоззрения русского космизма является проблема трактовки космоса, «тайны человека» и его роли и места во Вселенной в представлениях великого русского поэта и мыслителя XIX столетия Ф.И. Тютчева и ученого, философа К.Э. Циолковского. Воззрения Тютчева и Циолковского – это два взгляда на проблему космоса и человека в нем: поэтическо-художественный и естественнонаучный.

Тютчев по праву считается одним из первых русских поэтов-философов, который обращался не только к общественной и геополитической проблематике, но и к вопросам существования человека, его тесной связи с миром природы, с Вселенной. Поэт создал поразительные по своей глубине стихотворения, посвященные этой сокровенной теме.

По мысли Тютчева мир, окружающий его современников, едва им знаком, едва освоен ими, по содержанию своему он превышает их практические и духовные чаяния. Тютчев пишет о «двойной бездне» – о бездонном небе, отраженном в море, тоже бездонном, о бесконечности вверху и о бесконечности внизу.

В философии космизма Тютчева присутствуют две полярности: с одной стороны – природа, стихия, хаос, с другой – цивилизация, космос. Образ и идею «хаоса» в поэзии Тютчева близки философии Шеллинга, античной мифологической картине мира. Хаос у Тютчева – условие, предпосылка существования космоса. Понятие космоса в античном смысле его не встречается в поэзии Тютчева. Оно присутствует в ней отрицательным образом – как нечто, противостоящее понятию «хаос», как его «близнец», которому оно и соответствует и не соответствует. В стихотворении «Silentium!» Ф.И. Тютчев дает обобщенный образ духовным силам, скрытым в отдельном человеческом существе, осужденном на «молчание» (Тютчев Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. М., 2002-2005. Т. 1. С. 123).

В изображении Тютчева первоматерия, хаос, с которых должно бы начинаться строительство современного мира, остаются большей частью не у дела, им не дано формы, не дано признания, и они тогда превращаются в злую силу и бунтуют. Очень важна у Тютчева особая парная тема: ночь и день. Ночь – это вся область жизни, в полном составе своих могуществ, день же – это жизнь, которой даны форма, обдуманное устройство. Эти образы-понятия и соответствуют, и не соответствуют другим тютчевским «близнецам» – хаосу и космосу. По Тютчеву, ночь и день – образы, выражающие хаос и космос в их современном состоянии. Область дня в современном мире слишком узка – на долю космоса приходится немногое. Область ночи чересчур обширна – современность предоставила хаосу преувеличенные права.

Тютчевская ночь как бы разоблачает жизнь дня: что скрывалось за кулисами дня, то в ночные часы предъявляет себя человеческим взорам во всей своей бесформенности. Одно из важнейших «ночных» стихотворений Тютчева начинается строками:

«Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами…» (Там же. С. 110).

Эти сны – возможности, так и оставшиеся в недрах земной жизни, силы, не вошедшие в ясное сознание людей, хотя и управляющие людьми. От этих сил люди днем хотят и умеют отделаться, ночью зрелище этих сил становится неотвязным. Ночью кругозоры жизни бесконечно раздвигаются: «…звучными волнами стихия бьет о берег свой».

В основе мироздания, по глубокому убеждению Тютчева, лежит «древний хаос» (Там же. С. 133). «Внешний мир» – это только «златотканный покров», накинутый на «безымянную бездну» (Там же. С. 185). Ночь, являющаяся в глазах Тютчева разоблачением хаоса, одновременно и страшит и манит к себе поэта. Подобно тому, как в «минуты роковые» истории он напряженным взором старается уловить сокровенный смысл ее «высоких зрелищ», так ночью, когда ему кажется, что он стоит «на краю земли», «немощен и гол, лицом к лицу пред пропастию темной», он стремится заглянуть в бездонные тайники космической жизни.

Идея взаимосвязи человека и космоса с особой силой звучала в работах Циолковского, который даже назвал одну из них «Космическая философия». «Весь космос обусловливает нашу жизнь, – писал он, – все непрерывно и все едино» (Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе. Тула, 1986. С. 302). «Вселенная не имела бы смысла, если бы не была заполнена органическим, разумным, чувствующим миром» (Там же. С. 378).

Циолковский не просто указывал на взаимосвязь человека и космоса, но подчеркивал зависимость человека от него. «<…> Трудно предположить, чтобы какая-нибудь его (космоса) часть не имела рано или поздно на нас влияние» (Там же. С. 302).

Лозунг Циолковского: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». В соответствии с ним тематика его проектов разнообразна: это и защита от природных стихий, и широкое использование солнечной энергии, и усовершенствование растительных и животных форм жизни.

В качестве бесспорно перспективных идей Циолковского – идея о космосе как не просто беспредельной физической среде, вместилища материи и энергии, но как о будущем поприще творчества землян. Интересна и идея Циолковского о «вечно юной вселенной», которая возникла у него в связи с критикой концепции тепловой смерти Вселенной. Выход в космические просторы – необходимый момент эволюции человеческой цивилизации.

Принципы «космической этики», разрабатывавшиеся Циолковским, признают превосходство перспективных и совершенных форм жизни над несовершенными. Они связаны с представлением о повсеместном колонизировании космоса совершенными формами разума и искоренении примитивных и неперспективных организмов. Разум совершенных у Циолковского приравнивается к высшему эгоизму. Циолковский выступал за разумный эгоизм, суть которого в том, что истинное себялюбие состоит в заботе о будущности своих атомов и, значит, обо всем мировом целом, в котором они рассеются после исчезновения их обладателя.

Таким образом, трудно эксплицируемая этическая система предполагает своеобразное деление на совершенных и несовершенных обитателей космоса. Можно предположить, что идея искоренения примитивных форм жизни с очевидностью включает в себя космическую вражду или космические войны. Совершенные формы стремятся к повсеместному освоению космоса, но возможны также ситуации благоприятного и неблагоприятного переселения. В характеристику совершенных форм входит своеобразный разумный эгоизм, себялюбие и забота о будущности и, можно сказать, качестве своих атомов. Усложнение оценивается как благо, а упрощение – как зло.

Судьба человеческого существа зависит от судьбы Вселенной, а судьба Вселенной зависит от преобразовательной деятельности населяющих ее разумных существ, т. е. от совокупного космического разума. В ритмах космической эволюции смерть сливается с новым рождением, а во всей Вселенной распространена органическая жизнь. Бесконечность истекшего времени заставляет предполагать существование еще ряда своеобразных миров, разделенных бесконечностями высшего порядка.

Идея преобразовательной активности космоса, с которой тесно связана идея неизбежного выхода человечества в космос, является выдающимся достижением, которым обогатили русские космисты отечественную философию науки.

Таким образом, в воззрениях Ф.И. Тютчева и К.Э. Циолковского представлены два взгляда на Вселенную, космос и место человека в нем. Важным является тот факт, что Тютчев – человек, принадлежавший к поколению мыслителей 1850-1870-х годов, в своих представлениях отразил и уровень развития философии науки, уровень развития технической мысли в целом. Это был период, когда Россия только вступала в эпоху модернизации, когда космос и познание Вселенной являлись аспектами в большей степени философскими, а не естественнонаучными. Мировоззрение космизма, представленное в работах Циолковского – это идейные установки, основанные на достижениях науки начала XX столетия, времени, когда идея изучения и освоения космоса уже не представлялась утопией или иллюзорными построениями.